Носки
Село Ново Корыто укрыто в недрах Старой Планины. Когда-то это было одно из самых богатых и шумных поселений в округе, с неповторимым местным говором. Сегодня селян здесь намного меньше, большинство из них весьма почтенного возраста, но о Новом Корыте по-прежнему часто вспоминают.
Всё дело в записанных на торлакском наречии воспоминаниях местных жителей, эмоциональных и искренних свидетельствах жизни простого человека среди исторических потрясений.
В Торлачии женские руки шили, вязали, ткали, вышивали, как только становились достаточно сильны, чтобы удержать веретено и кудель или совладать с иглой и спицами. Всю жизнь те усталые руки творили без устали — и во времена редкого мира, и в годы бесконечных войн. Постоянно, до последнего дня. Каждая созданная ими вещица, даже самая мелкая и незначительная, хранит свою историю.
Вот, например, висят на стене старого дома шерстяные носки. Их в 1943 году связала для своего ушедшего на фронт мужа юная Костадинка. Вошла она в дом Петра в возрасте 14 лет, совсем ребёнком. Молодые действительно любили друг друга, искренне радовались жизни и строили планы, мечтая о собственном маленьком счастье.
Но через четыре месяц после свадьбы Петар ушёл на фронт. Костадинка осталась дома, ещё не зная, что в ней растёт новая жизнь. Началась длинная череда чёрных, наполненных страхом и болью дней.
Тогда-то молодая женщина и начала вязать для Петра носки. В каждую шерстяную петельку под молитвы о муже вплетались женские слёзы, любовь и надежда. День за днём, день за днём, день за днём…
…Костадинка родила сына Милоша через месяц после получения известий о гибели Петра. Замуж она больше не вышла.