Как народная музыка победила кабаре

До середины XIX века в белградских кафанах музыка звучала редко. Разве что Кнежевой пиваре или в кафане у купален Шоповича выступал небольшой оркестр. Лишь в 1852 году в Белград «прибыла» музыка из ресторанов Вены и Праги. Это были прелестные арфистки, не только услаждавшие слух посетителей-мужчин, но и производившие на них неизгладимое впечатление своими изящными пальчиками, перебирающими струны. Чаще всего европейских арфисток приходили послушать богатые сербы и офицеры-турки из крепости Калемегдан. Как писали тогда газеты, Белград превратился в настоящее «Эльдорадо для этих музыкальных девственниц».

Затем в столицу потянулись музыканты из Воеводины, а собственно сербские исполнители из Ягодины и Шабаца появились здесь только после 1880 года. У звёзд того времени были свои причуды. Так певец из Ягодины по прозвищу Мия Соловей ждал осени 1884 года, когда из Ниша в Белград отправился первый поезд, упорно не желая воспользоваться дилижансом. Он приехал со всей своей знаменитой труппой в вагоне третьего класса и вскоре о музыкантах заговорил весь город. Но довольно скоро музыкальная мода сделала очередной поворот — в Белград прибыли турецкие музыканты в сопровождении исполнительниц танца живота и мгновенно превратили в одно из самых посещаемых мест кафану «Майдан» на Чика Любиной улице.

К концу XIX века музыка в белградских кафанах уже звучала с утра до позднего вечера. В 1889 году владелец старой пивары буквально потряс город, решив создать не что иное, как академию сербского музыкального искусства прямо в кафане. «Мале Новине» восемь раз публиковали его объявление: «Лучшая из первоклассных гостиониц (с садом), намереваясь развлечь своих гостей красивой сербской песней, приглашает девушек от 14 до 20 лет, обладающих приятным голосом, заявить о себе ради последующих выступлений». Ну а иностранцы в то же время покоряли «Бульвар» и «Театральную кафану» популярным «тингл-тангл» а-ля кабаре.

Неизвестно, чем бы завершилось их противостояние с народной музыкой, если бы не вмешательство государства. Сначала были установлены высокие таксы за выступление иноземных исполнителей. А в 1889 году строгим распоряжением властей певицам запрещалось появляться в неполном костюме (почти обнажённой) и подмигивать публике. Какое уж тут кабаре?