Обрядовый хлеб в Сербии

Ритуальные хлеба на Сочельник и Рождество, на славу и Младенцев, на Джурджевдан, свадьбу, крестины… — каждое важное жизненное событие связано с ними. Это символ родного дома, его достатка и стабильности, доброго урожая и приплода. Защитные свойства калача обусловлены символикой замкнутого круга. Не случайно хлеб приносят в «повойнице» роженицам, а в первую весеннюю дойку коров, овец и коз на ведро кладут круглый хлебец с отверстием и пропускают через него молоко.

К хлебу и сейчас следует проявлять уважение и почтение. Его нельзя оставлять на столе, не завернув в тряпицу, переворачивать или выбрасывать. В гостях же полагается обязательно съесть кусок поставленного на стол каравая — иначе обидишь хозяев.

Выпечка и употребление ритуального хлеба связаны с большим числом правил. Например, перед Славой или Пасхой священник обходит дома прихожан, чтобы освятить воду. На ней потом замешивают тесто, поскольку «без освящённой воды колач не мыслим». Рождественскую «чесницу» ни в коем случае нельзя резать ножом, её разламывают руками и угощают всех членов семьи. В этот хлеб принято запекать монетку на счастье — в чьём куске она окажется, будет удачлив весь следующий год. На Пасху выпекают караваи с нечётным количеством пасхальных яиц. А основными обрядовыми действиями Славы являются разрезание и преломление дрожжевого кoлача с обязательным поливание его вином, верчением по часовой стрелке, подниманием над головой и лобызанием всеми членами семьи.

Помимо больших круглых караваев сербы пекут обрядовые хлебцы и булочки. Чаще всего они предназначены для раздачи, одаривания, угощения участников семейных и календарных обрядов.

Рождественские фигурные «закончичи» символизируют всевозможных домашних животных, сельскохозяйственные орудия, урожай, дом. Их назначение определяет форму и название. Существуют хлебцы «виноградник», «бочка», «нива», «бык» , «курица с цыплятами» и т.д.  Для пахаря замешивают лепёшку «рука», для хозяйки — «корыто», для детей «завиток» и «шарик». Хлеб «здоровье» готовят для всей семьи, перед выпечкой на тесто наносят насечки по числу домочадцев. Помимо хлебов, предназначенных для людей и животных, на Рождество, пекли булочки «солнце» и «луна», которые символизировали астральные тела.

На праздник новоиспечённых супружеских пар замешивают сорок булочек-младенчичей, и смазывают их мёдом. Иногда они имеют форму человеческих фигур.

На Пасху домочадцам и родственникам раздают «яйченицы» — хлебцы округлой формы, с отпечатанным яйцом на поверхности .

Хлеб в виде кольца или с небольшим отверстием насаживают на палку колядующих, столб посреди гумна, рог вола, надевают на руку невесте и «положайнику». Через отверстие в этом хлебе смотрят на человека, чтобы добиться его расположения, навести порчу или даже узнать ведьму.

Во время свадьбы жениху и невесте вручают парные булочки. Специальные хлебцы выпекаются для задабривания: Господу, Богородице, персонифицированным духам болезней (Чуме, Оспе) и хищникам (например, медведю).

В Музее хлеба в селе Печинцы хранится большая коллекция обрядных караваев и колачей.