Как плащи свели белградцев с ума

Настоящая модная истерия началась среди белградцев, когда 15 октября 1961 года в столицу Югославии прибыли первые плащи, вошедшие в историю местной моды под уличным прозвищем «шушкавцы». Это был самый востребованный предмет одежды в столице до появления джинсов. Нейлоновые плащи к тому времени давно завоевали модные подиумы Европы, но на югославском рынке они появились впервые. С каким нетерпением ждали их жители столицы, свидетельствует тот факт, что универмаг «Белград» был вынужден 15 же октября срочно прекратить все распродажи из-за невероятного скопления в магазине людей.

Гордый модник в «шуршащем» плаще на Теразиях 1960-х.

Нельзя сказать, что югославская мода того времени была «серой», но белградские женщины хотели выглядеть суперсовременно. Чтобы удовлетворить всех покупателей и избежать нового столпотворения, универмаг «Белград» объявил, что партия дефицитного товара будет продаваться в выходные, причём не в его стенах, а в новых огромных залах Белградского экспоцентра на берегу Савы.

В субботу стройные колонны покупателей направились в вожделенную «халу 1», где вновь началась давка. Менеджеры и напуганные, и обрадованные таким наплывом страждущих одновременно, решили продлить торговые выходные до понедельника. Но в начале новой недели, стало еще хуже. Казалось, что вся Сербия от мала до велика явилась на ярмарку, чтобы одеться по последней моде.

Очередь из покупателей выстроилась рано утром и к половине девятого достигла длины около ста метров. Такой интерес был для Белграда того времени просто невероятным. Тем, кто пришёл позже, очередь показалась слишком длинной, поэтому они попытались её обойти. Естественно, возник хаос, здорово напугавший продавцов, в связи с чем они всё не решались начать торговлю.

Около 9:20 горожане настолько заволновались, что пришлось вмешаться милиции. В этом модном беспорядке одни остались без заготовленных 5500 динаров, что составляло стоимость популярного плаща, другие упали в обморок, а особо предприимчивые , если в их задачу не входила чистка карманов, использовали любую лазейку, чтобы приблизиться к входу в зал. Здесь особо нетерпеливых встречали милиционеры.

Несколько раз сами продавцы пытались образумить горожан. Стоя на ящиках, они призывали к порядку, умоляли успокоиться, угрожали, что в такой ситуации продажа даже не начнётся, но всё было безрезультатно. Народ рвался ко входу.
Вместо восьми утра заветные двери торгового зала распахнулись только в десять, а к 17.00 плащей в продаже уже не было. Лаза Новакович, коммерческий директор универмага, сообщил журналистам, что часть товара была возвращена в центр города, но его осталось очень большое количество и исключительно женских цветов.

Ходили слухи, что для Белграда готова новая партия в 50 000 плащей, но директор убил все надежды модников, заявив, что все имеющиеся средства израсходованы, и новых поставок не ожидается.


Разочарованным белградцам довелось разориться на «шушкавац» только через 5 лет, когда в 1966 году началась массовая выдача заграничных паспортов. Тут же возникла новая традиция: шоппинг выходного дня в Триесте, где без особой толкучки и беспокойства покупатели наконец-то приобрели и заветный плащ, и другие части гардероба по последнему писку моды.
Источник