Менора в пламени

Нандор Глид (1924-1997 гг) прожил долгую жизнь. Судьба была благосклонна к еврейскому юноше из Суботицы –  большое семейство Глидов было истреблено почти полностью, в живых осталось всего несколько человек. Самого Нандора спасло от гибели в концлагере только то, что он ушёл в партизаны. Юноша несколько раз был ранен, порой выздоравливал просто чудом, но Вторая мировая так и не смогла включить его в список своих жертв.

В 1948-м Глид стал студентом Академии прикладного искусства в Белграде. Его учителя – Раде Станкович и Марин Студин – пророчили Нандору прекрасное творческое будущее и не ошиблись. До сих  пор Глид неизменно числится среди самых уважаемых югославских скульпторов. Кроме того, в 1985-1989 годах он успешно возглавлял Белградский университет искусств.

Творческий путь художника был в первую очередь определён его еврейским происхождением — главные работы Глида посвящены Холокосту.

Памятникм жертвам фашизма в Матхаузене и Дахау, монумент на Холме Памяти в Иерусалиме, памятник евреям Сплита и Мемориал повешенным в Суботице — это застывший в камне крик ужаса, страданий, борьбы и… надежды. Как заметил один искусствовед, «они будят страшные воспоминания о еврейской трагедии и тех ужасах, которые преследовали евреев во время войны — но не только тогда».

Скульптор не мог обойти и кровавую историю оккупированного Крагуевца. Из настоящих нацистских касок и оружия он создал памятник расстрелянным в октябре 1941 года. Когда смотришь на эту работу, создаётся впечатление, что ты видишь реальных солдат, нацеливших свои ружья на будущих жертв.

Глид особенно интересовался мифологией, не случайно к ней так много отсылок в скульптурных циклах работы этого мастера — «Концлагеря», «Яма» и «Повозка смерти». А вот «Пылающей меноре» (на титульном фото) суждено было стать одним из ярких символов Дорчола.

В 2015 году, через восемнадцать лет после смерти скульптора, в мемориальном комплексе концлагеря в Дахау открылась выставка «Международный мемориал Нандора Глида». В 1965 году Глид получил здесь свой первый приз на международном конкурсе памятников — он был лучшим среди более чем 50 скульпторов из 17 стран. Югославия тогда предоставила  гранит и финансовые ресурсы для строительства монумента, о чём на выставке тоже вспомнили.

И всё же самое интересное заключается в следующем: Нандор Глид всегда подчёркивал, что хотел бы, чтобы его ученики черпали вдохновение в темах, совершенно противоположных тем, которыми занимался он сам. «Изучайте жизнь, впитывайте свободу, радость, мечту… Передайте всё это в своих работах. Пусть в них торжествует счастье, а не страдания и смерть!» Таково его творческое завещание.