Пещерные монастыри Сербии, Черногории и России

Пещеры всегда привлекали людей. Они не только предоставляли убежище нашим предкам, но и были местами проведения первых религиозных обрядов, до сих пор являясь источниками духовности. Загадочные пещерные храмы существуют во всем мире. Это настоящее хранилище духовных ценностей людей разной религии и вероисповеданий, которых объединяет одно: вера в бога, справедливость и надежда на хорошую жизнь.
Пещерные монастыри России и Сербии – удивительные творения природы и человеческих рук. На территории наших стран пещерные монастыри возникали на протяжении столетий с Х по XIX век. Пользуются пещерные монастыри особым уважением и любовью в народе за древность и святость мест, за строгий уклад иноческой жизни.
(На заглавном снимке пещерный монастырь в Судаке).

В 330 км от Белграда, на Старой Планине, в пещере холма Калик, укрылась церковь Святых Петра и Павла, известная в Сербии как Пещерная церковь. Она входит в число культурных достопримечательностей пиротского края и находится всего в пяти минутах ходьбы от центра села Рсовци. Достоверных сведений о том, кто её построил, нет, возможно это были синайские монахи. Есть также предположение, что изначально она являлась скитом.

Несколько лет назад был полностью отремонтирован и обустроен путь до храма, после чего количество паломников значительно увеличилось, тем более что в народе существует поверье, что вода, текущая с потолка храма, является целебной.

На северной стене пещерной церкви неизвестными мастерами XIII века, которых князь Лазарь пригласил расписать церковь в Крушевце, изображён Иисус Христос. Фреска эта необычна: в отличие от привычного нам образа, на ней Спаситель предстаёт юным и… лысым. На самом же деле, это вовсе не Иисус, а классическое для средневековых изографов представление внешности Святого Петра Александрийского.

На западе Сербии, в районе города Чачак, расположилась церковь Кадженица, принадлежащая Преображенскому монастырю. Она находится в одноимённой пещере Овчарско-Кабларского ущелья. Это не столько природный, сколько исторический памятник.

В 1814 году во время Хаджи Проданового бунта здесь нашли убежище множество бежавших от турок сербов. Но османы обнаружили их укрытие и подожгли вход в него. В дыму задохнулись десятки человек. В 1936 году их останки были захоронены в двух каменных саркофагах. В память о мучениках саму пещеру (ранее безымянную), а также возведенную в ней церковь назвали Кадженица: от сербского слова «ладан».Каждый год 28 июня, на Видовдан, здесь служат поминальную литургию по усопшим.

Монастырь Црна Река (Чёрная Река) в честь архангелов Михаила и Гавриила принадлежит Рашско-Призренской епархии Сербской православной церкви. Мы не можем точно сказать, когда именно была основана эта обитель. Версий две: это важное в истории сербского православия событие произошло либо в XIII веке, либо после Косовской битвы.

В 1591—1602 годах монастырская церковь была расписана сербским иконописцем Лонгином. В XVII столетии здесь хранились мощи короля Стефана Первовенчаного и другие святыни из монастыря Студеница. Сегодня здесь покоятся мощи преподобного Петра Коришского.

На Рождество 1763 года турки напали на монастырь и полностью его сожгли. Монахи были вынуждены покинуть эти места, а возродилась обитель только в 1978 году стараниями иеромонаха Артемия (Радосавлевича). В 1991 году он был избран епископом Рашско-Призренским. В июне 2010, после несправедливого смещения владыки Артемия,  большая часть братии во главе с настоятелем Николаем (Николичем) самовольно покинула монастырь в знак протеста. Монастырь входит в список памятников культуры Сербии исключительного значения.

Монастырь Горняк находится в долине реки Млава, в самом сердце горняцкого ущелья, в 18 км от Петровца-на-Млаве в сторону Жагубицы. Он известен своей часовней святого Николая Чудотворца, расположенной в пещере, где подвизался святой преподобный Григорий Синаит. Только на её стенах  сохранилась чудесная роспись XIV века, потерянная в главном храме.

Накануне Джурджевдан, в ночь с 5 на 6 мая, из стены перед монастырём появляется вода, стекающая по скале каплями, как слёзы. По убеждению верующих, она лечит различные болезни глаз. Чтобы увидеть это чудо и набрать целебной воды, каждый год сюда приезжают сотни паломников.

Монастырь Дайбабе расположен в 4 км от Подгорицы. Прямо под ним находится небольшая система подземных пещер с источником воды. Ещё задолго до основания монастыря, в первые века христианства, на их стенах были сделаны христианские рисунки. В те времена службы велись в пещерных катакомбах. Считается, что место здесь — чудодейственное. Многие приезжают за исцелением — физическим и духовным.

Основателем и первым настоятелем монастыря был преподобный Симеон Дайбабский (в миру Савва Попович) (1854–1941), постриженник Киево-Печерской лавры. Воодушевленный монашеским подвигом испосников, он расширил одну из пещер, которая должна была стать основой нового храма Успения Пресвятой Богородицы. Пещерная церковь имела длину в 21,5 метра, а ширина составляла около 2,5 метра. В тех местах, где скала была недостаточно ровной, ее поверхность обработали камнетесы.

Костомаровский Спасский монастырь — женский монастырь Русской православной церкви в Воронежской области, возле села Костомарово. Согласно одной из версий, эта обитель претендует на звание старейшей в России. Более того, это место, возможно, является отправной точкой распространения христианства на территории нашей страны. В VIII веке, во времена иконоборчества, именно сюда из Византии бежали от гонений многие христиане.

Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось в конце XVIII — начале XIX века. Предполагают, что Костомаровские пещеры в этот период были скитом Белогорского мужского монастыря. После революции 1917 года пещерные обители — как Костомаровский монастырь, так и Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский монастыри, были закрыты. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники.

Троицкий Сканов монастырь — женский монастырь, расположенный в недрах Плодской горы в селе Сканово Наровчатского района Пензенской области. Обитель представляет собой трёхуровневые пещерные ходы с небольшими кельями по сторонам. Общая протяжённость этих «коридоров» больше, чем в Киевско-Печёрской лавре: до наших дней сохранилось всего 600 м из более чем 2,5 км туннелей. Самый нижний ведёт к роднику с чистейшей водой.

Свято-Успенская Святогорская лавра рсположена в городе Святогорске Донецкой области. Она стоит на правом вберегу Северского Донца — т. н. Святых горах, в одноимённом национальном парке. Кроме наземных строений, лавра включает в себя меловые пещеры, в которых первые монахи оборудовали себе кельи. Свет в них проникал через маленькие оконные проёмы, освещая нишу для иконы и вырубленную в меловой скале лежанку. Кельи соединяются с квадратным залом, в центре которого стоит массивный столб, поддерживающий свод.

В восточной стене сохранились следы от иконостаса первой подземной церкви XVII века тогда Успенской, а с позапрошлого века — Иоанна Предтечи. От неё разветвляются лабиринты тротуаров и келий, ведущими к квадратной трапезной и нижнему ярусу пещер с Алексеевской церковью высотой 4 м. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре за всюего историю, семнадцать были прославлены в лике святых.

Лавра сильно пострадала во время боевых действий весной 2022 года.