Задушницы за души

Задушницы или день памяти всех умерших – это не просто календарная дата, когда нужно поставить свечку в церкви или посетить кладбище. За ней скрывается большая и довольная сложная история, уходящая своими корнями в далёкое, ещё языческое прошлое.

После утверждения у южных славян родового строя,  главным религиозным культом стал культ предков. Правда, сперва появился культ мёртвых вообще. Представление о том, что жизнь продолжается и после физической смерти, привело славян к мысли, что мёртвые могут как помогать живущим, так и вредить им.  «Положительные»  покойники – это как раз предки, а те, кого стоит остерегаться – упыри. Не случайно «сомнительных» мертвецов хоронили лицом вниз, засыпали их могилы камнями — то есть делали всё, чтобы не допустить их в мир живых.

Свет мёртвых представлялся славянам тёмным и мрачным. Царствовал в нём Црнобог, в отличие от восточной славянской традиции, где главным было божество женское – Баба Яга. Чтобы «облегчить» своим предкам пребывание в царстве мёртвых и получить от них помощь и силу рода, славяне стали придерживаться определённых ритуалов. Прежде всего, они касались обряда похорон.

Вплоть до IX-X веков мёртвых сжигали, а их пепел клали в урны, иногда  добавляя кости  любимого коня покойного или зерно. Затем стали рыть могилы в земле, сопровождая похороны различными ритуалами, среди которых были и трапезы.

Сербы-язычники верили, что огонь свечи и через годы после смерти помогает их предкам увидеть, что происходит на земле, а значит вовремя получить сигнал о помощи от своих потомков. То же касается и приготовления поминальной еды. В мире мёртвых, полагали язычники, перед каждым покойным стоит большое блюдо. Всё, что приготовлено в его память на земле, чудесным образом появится  и на нём. Чем больше поминающих в мире живых – тем богаче застолье в мире мёртвых.

Интересно, что до сих пор в сербских сёлах можно услышать именно такое объяснение Задушниц. Хотя, конечно же, с приходом христианства толкование этого ритуала стало совсем другим.
Zadusnice_u_Srbiji_1914_do_1918_a.jpg

Между прочим,  существует версия, что Задушницы пришли в Сербию именно из России, где в XIVстолетии была официально установлена Дмитриевская родительская суббота. Произошло это после Куликовской битвы, когда Дмитрий Донской попросил Святого Сергия Радонежского отслужить молебен по всем павшим на поле Куликовом воинам и повторять его всякий год. С ходом времени этот день стал днём поминовения всех умерших.

Но если в России до сих пор в календаре отмечено пять родительских суббот, то в Сербии их всего четыре. Они не имеют постоянной даты, так как привязаны к определённым праздникам. Это зимние, февральские, Задушницы в последнюю субботу перед началом Великого поста, летние – в последнююю субботу  перед Троицей, обычно отмечаемой в мае или начале июня, и осенние – в субботу  перед Михольданом (отмечается 12 октября)  и  в субботу накануне Митровдана (8 ноября). Не во всех местах Сербии одинаково отмечают все дни поминовения. Где-то принято ходить на могилы только весной и осенью, где-то наоборот. Сколько сёл –столько правил.

Из чего же складывается в Сербии день поминовения умерших? Главную роль играют женщины. Хозяйки встают очень рано, чтобы испечь специальный поминальный хлеб, приготовить еду и питьё. Постной или мясной будет та трапеза, зависит от поста.  Это самый обычный набор сербских блюд – сарма, фасоль, сладкий варёный рис-сутлияш, а также сыр, орехи, виноград, фрукты и, конечно же, ракия.

Сначал идут в церковь, куда приносят поминальное жито (сваренные с сахаром зёрна пшеницы). Здесь служится Святая литургия, во время которой прихожане молятся за всех умерших. Затем отправляются на кладбище. На родных могилах зажигают свечи, окропляют памятники вином, чтобы оно как кровь Христова залечила греховные раны. Могилы убирают, украшают цветами, а затем буквально на ней выкладывают все принесённые из дома блюда и начинают трапезничать.
41197544.jpg

Именно эта часть Задушниц часто шокирует приезжающих в страну иностранцев, даже православных. Превращение могилы в накрытый стол вызывает ассоциации с чем-то древним и даже в чём-то запретным. Но если вы немного постоите рядом, то увидите, что никакого «обжирания» не происходит. Даже если «стол» ломится от еды, собравшиеся будут весьма скромны. В некоторых местах страны на кладбище вообще не едят, а переносят трапезу на другое место. Что неизменно – оставление части принесённого на могиле «для умершего». Чаще всего это будут те блюда, которые особо любил покойный. Курильщику обязательно оставят зажжённую сигарету, мужчине – рюмочку ракии.

Судьба всех этих блюд ясна – их собирают цыгане, которыми  наполняются во время Задушниц все сербские кладбища. Никого это не раздражает. Главное – проявление чувства такта. Чтобы забрать что-то с могилы, нужно дождаться момента, когда уйдут все родственники покойного.

Возникает законный вопрос: а зачем всё это? Неужели для того, чтобы накормить цыганские семьи? Да, и это в том числе! Все понимают, что мёртвым еда не нужна. Зато нужна молитва и память живых. Когда женщина оделяет поминальным блюдом любого из присутствующих, она всегда говорит: «Возьми, помяни моего сына (мужа, отца, брата и т.д.)». Принимающий отвечает: «Бог его простит!» В память о покойном в этот день принято давать милостыню – и деньгами, и продуктами. А её вариантом как раз и становятся многочисленные  наполненные едой пакеты, которые цыгане уносят с кладбища. Не возбраняется это делать и нуждающимся людям любой другой национальности.

Во многих сёлах по возвращении с кладбища хозяйки зажигают поминальную свечу и продолжают «делить» приготовленную утром еду с соседями. Пока свеча горит, женщины наполняют большие блюда всем понемногу и несут их в ближайшие дома. Входят всё с теми же словами: «Помяни моего сына…», получая тот же ответ: «Бог его простит!» Соседки забирают принесенную еду, наполняют блюда тем, что они приготовили сами, и возвращают пришедшей гостье, сопроводив его чашечкой кофе или ракией.

К Задушницам, вернее, сопровождающим их обычаям, конечно же,  можно относиться по-разному. Но как бы там ни было,  именно так в Сербии воплощают в жизнь известную фразу – никто не забыт.