Жорж, который был Георгием
Георгий Владимирович Скрыгин родился 4 августа 1910 года в Одессе. Он происходил из дворянской семьи, был сыном военного офицера — капитана Владимира Александровича Скрыгина, участвовавшего в Русско-японской и Первой мировой войнах. В 1919–м семья была вынуждена уехать из Одессы в болгарскую Варну, а уже в следующем году осела в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. Там Георгий стал Жоржем.
Образование юноша получил в Крымском кадетском корпусе в городке Бела Црква и в Русской гимназии Загреба. В то время он был просто очарован балетом и даже окончил знаменитую студию Маргариты Фроман. Сперва подрабатывал, танцуя в местном театре оперетты, а в 1930 году получил приглашение работать в Хорватском национальном театре.
Жорж Скрыгин во время Второй мировой войны.
В начале тридцатых годов молодой человек увлёкся фотографией и вступил в фото-клуб «Загреб». Жорж очень сблизился с его членами, которые, по сути, создали «загребскую школу фотографии».
Через несколько лет Скрыгин уже был признанным мастером психологического портрета. Его работы из жизни загребских театрально-артистических кругов пользовались таким успехом, что в 1937 году молодой человек получил звание чемпиона Югославии по художественной фотографии. Он принимал участие в многочисленных югославских и международных выставках, его охотно публиковали «Rundschau», «American», «Life», «Time». В 1939 году Жорж стал обладателем первого приза на фотовыставке в Буэнос-Айресе и окончательно утвердился как мастер международного класса.
А потом грянула Вторая мировая. Югославия была оккупирована нацистами, усташская Хорватия стала адом на земле. Недолго раздумывая, Скрыгин присоединился к партизанам Тито. Жорж окончил несколько военных курсов, принимал участие в боях, но его художественный талант оказался востребован больше, чем винтовка и автомат. Фотография и искусство танца тоже были оружием.
В 1942 году Скрыгин принял активное участие в создании Театра народного освобождения при Верховном штабе НОАЮ. Организованная им танцевальная труппа выступала на освобождённых территориях, и людей приятно удивляло, что среди танцоров есть настоящий русский.
Кстати говоря, на основе русских народных мелодий Жорж поставил несколько символических танцев о жизни в СССР перед, во время и после войны. Этот номер вместе с его «Русскими танцами» показывался более 2000 раз.
А тогда, в 1942-м, главной сценической постановкой для Скрыгина стал «Оккупатор» на музыку Николы Герцигони, посвящённый борьбе народов Югославии с нацизмом. Вся хореография была им продумана и воплощена на сцене Бихача всего за 15 дней. Успех был невероятный. Но началось вынужденное отступление. Партитуру надёжно запаковали и закопали, но после возвращения в освобождённый город так и не нашли. Так что, к сожалению, «Оккупатора» представили публике всего один раз.
И всё же фамилию Скрыгин до сих пор прежде всего связывают с военной фотографией. Сделанные им снимки являются ценнейшим историческим документами борьбы югославских народов и народно-освободительной армии за свободу. О некоторых из них мастер рассказал в своей книге «Война и сцена», вышедшей в 1968 году.
Пожалуй, самыми известными фотодокументами стали «Козарчанка», «Мать Кнежополька» и портрет Тито. О последнем он вспоминал так: «Я сделал с десяток фотографий, но удачной оказалась только одна, когда Тито, постоянно моргавший во время разговора, ненадолго замолчал и посмотрел куда-то поверх моей головы. Вот тот самый момент, когда Иосип Броз вглядывался в одному ему известный мир, я и ухватил своим аппаратом.»
Тот единственный кадр разлетелся по всей Югославии, а затем дошёл до Каира и Лондона, так что весь мир впервые увидел будущего легендарного Маршала, вождя Югославской революции.
После войны Жорж Скрыгин много работал в театре и кино. В качестве оператора, режиссёра и сценариста он принял участие в постановке 11 документальных и 8 художественных фильмов. В Советском Союзе в 1958 году с большим успехом прошла его режиссёрская работа «Госпожа министерша» по пьесе Нушича. Картину дублировали на киностудии Ленфильм и позднее не раз показывали по телевидению.
А вот фотографией Жорж больше не занимался. Последний раз он взял в руки фотоаппарат в 1945 году, когда сделал несколько кадров Тито в домашней обстановке.
Возможно, Жорж не видел больше своей темы в мире фотоискусства — по сравнении с войной всё казалось ему второстепенным, не столь достойным внимания. Возможно, в мире театра и кино он мог высказаться значительно ярче и полнее.
В одном из последних интервью Георгий Владимирович Скрыгин сказал:
«Возвращение великого прошлого, которое нужно сохранить для будущих поколений – вот настоящая работа. Конечно, я не утверждаю, что создал что-то невероятное, но некоторые мои снимки всё же остались в истории, разве нет?»
Он скончался в Белграде 30 октября 1997 года и был похоронен на Аллее заслуженных граждан на Новом кладбище столицы.