Как на Дунае появился общественный пляж

В прошлом веке термин «ванная комната» (купатило) имел совершенно иное значение, чем сегодня, и относился в первую очередь к речным пляжам – местам купания. Первое такое «купатило» на Дунае было построено в восьмидесятых годах XIX века Джурой Йовановиче Илиджаром из Белграда. Размещенное на бочках, оно имело мужской и женский бассейны, относительно большое количество кабинок для переодевания, а также несколько лодок и сандолинов для отдыха купальщиков.

Женский бассейн находился в 50 метрах выше по течению от мужского. Однако он просуществовал недолго, так как был разрушен стихией движущегося льда. Довольно скоро некий Димитрий Чиркович, тоже на Дунае, открыл собственное «купатило». Здесь тоже были отдельные мужской и женский бассейны, но и они сгорели во время пожара.

Кстати говоря, пока в Белграде соблюдали купальные приличия, в Новом Саде уже вовсю процветали пляжи совместные.
Затем на Дунае стали появляться первые дикие пляжи. Это были места, куда могли приходить только мужчины, поскольку доступ женщинам был запрещён. Первый дикий пляж занимал огромную территорию — от Небойшиной башни до набережной Дуная, и имел травянистые и песчаные участки, тень обеспечивали плакучие ивы, а песок служил для принятия солнечных ванн.

Количество купающихся в те времена не превышало 4000 человек, а вот подходящих для пляжа дней было предостаточно.
Вместо буфетов, которых в то время не существовало, посетителям приносили блюда, как правило, достаточно калорийные, чтобы компенсировать потери энергии на воду и солнечные ванны, а более находчивые готовили еду на самом берегу на импровизированных печках. В то время их меню состояло в основном из речной рыбы.

Среди купающихся ходили продавцы мороженого, холодных напитков и лимонада, а так называемые «сакаджии» (люди, доставлявшие питьевую воду) предлагали ледяную родниковую воду.

Купальников тогда не было. Вернее, кое-кто уже заказал пошив «специальных костюмов, не отличавшихся шиком, но большинство купалось и загорало прямо в нижнем белье, а то и голышом, но прикрывшись покрывалом.

Лишь в 1906 году специально для любителей пляжа столичная община наконец- то поставила две деревянные кабинки для переодеваний – мужскую и женскую. Дамы по-прежнему посещали бассейн, находящийся в ста метрах от кавалеров. Точно на полдороги между «купатилама» стоял полицейский, чьей задачей было не пущать сильный пол на половину слабого.
Уже в 1910 году в городе открылся городской пляж с понтонами, с мужским и женским отделениями. Здесь уже было целых 150 кабинок! Но настоящий шик был в «купатиле» Миши Милошевича. Оно находилось напротив Рыбацкого общества, а, помимо нескольких десятков кабинок, располагало специальной террасой для принятия солнечных ванн.

После 1918 года дикие пляжи стали постепенно исчезать. Нужды в них не было, потому как к услугам горожан были доступные оборудованные «купатила» со звучными названиями: «Белград», «Дубровник», «Ница», «Диана» и даже «Мон плезир».

Перед Второй мировой войной году дунайский пляж посещало от 15 000 до 20 000 купальщиков в день. Все эти «ванные комнаты», к сожалению, сгорели во время бомбардировки Белграда в 1941 году.

Во времена социалистической Югославии отдых на Саве и Дунае по-прежнему был очень популярен, несмотря на существование собственного моря. Что же касается столицы, то с шестидесятых годов прошлого века пальму первенства уверенно держит Ада Циганлия – излюбленное место отдыха и жителей Белграда, и его гостей.

Источник