Звезда и падение «отца Эдриена»

Наследник рокового кино-обольстителя Рудольфо Валентино. Актёр, который всю жизнь утверждал, что родился в Нови-Саде, хотя прекрасно знал, что родился в Будапеште, и делал это потому что он очень гордился тем, что он серб.

Первая знаменитость, вызвавшая небывалый ажиотаж в Белграде и волну фанатской истерии, которую мир увидит лишь спустя десятилетия с появлением «Битлз» и «битломании».

Супруг ярчайшей довоенной кинозвезды Югославии Иты Рины.

Светислав Иван Петрович.

В 1928 году король Александр Караджорджевич наградил его орденом Святого Саввы 1-го за вклад в популяризацию киноискусства. Актёр вернулся в Сербию из Ниццы, после того как пять дней колесил на своём жёлтом автомобиле класса люкс по дорогам Франции, Швейцарии, Австрии и Венгрии. Но остановиться в Новом Саде, в доме, где в то время жили его родители, он не смог. Вернее, даже не успел подъехать к своему дому, потому что его буквально окружили поклонники. Пришлось ночевать в гостинице «Кралица Мария».

Пребывание Петровича в Королевстве Югославия было инициировано премьерой фильма «Сад Аллаха» в столичном кинотеатре «Касина». Эта картина 1927 года режиссёра Рекса Ингрэма вместе со снятым годом ранее «Волшебником» принесла ему огромную популярность в Америке.

После новосадской паузы, 7 сентября 1928 года Светислав поездом отправился в Белград. В одном из вагонов разместили и его роскошную машину. Газеты того времени писали, «что восторженная толпа чуть не задушила суперзвезду своим натиском. Было похоже, что она хотела линчевать его из любви. Его трогали, хватали и тянули…» Петровичу удалось «уйти невредимым», но полиция зафиксировала, что кто-то в этой толпе украл у его сестры пакет с новыми дорогими туфлями.

Почти столько же возбуждённых поклонников ждало его на улице Пуанкаре (нынешней Македонской), а одна девушка успела вытащить из кармана актёра надушенный носовой платок, когда тот входил в здание «Политики».
На этом истерика не закончилась. На следующий день Светислав Петрович разъезжал по столице на своём «люксе», и какая-то поклонница буквально бросилась ему под колеса. К счастью, трагедии удалось избежать.

И чем же Петрович заслужил такую популярность?

Он был яркой личностью, талантливым актёром, исполнителем песен и как отличный пловец участвовал в Олимпийских играх 1912 года.

Талант Петровича открыл в 1919 году в Вене венгерский режиссер в изгнании Михал Кертеш, но все три фильма, снятые ими вместе (самый известный из них — «Дама с подсолнухом» 1920 года), не сохранились. Затем он снимался со знаменитым Белой Балогом и добился международной известности благодаря фильмам французского режиссёра Леона Пере. Проще говоря, он был, вероятно, самой большой звездой в мире кино, которая когда-либо родилась в Сербии. Те великолепные моменты славы, которые он переживал тогда, можно сравнить с теми, что достались Брэду Питту или Джорджу Клуни в последние десятилетия.

Своё происхождение Светислав Иван Петрович подчёркивал с особой тщательностью, поэтому всегда и везде подписывался кириллицей, не заботясь о том, дает ли он автограф немецкой даме, австрийской баронессе, французскому рабочему или американскому подростку.

За свою сорокалетнюю карьеру он сыграл 110 ролей. И… был совершенно забыт теми же людьми, которые однажды вознесли его на небеса. Даже не забыт – отвергнут. Почему?

С одной стороны, его величие запятнали нацисты. Хотя Петрович неплохо говорил по-английски, в Америке он не смог занять своё место на Олимпе — его критиковали за отсутствие чисто американского произношения. Поэтому актёр вернулся в Европу, где его уважали во всех странах, но особенно немецкие режиссёры. Петрович работал с величайшими из них. Но с началом Второй мировой войны всё изменилось.

Говорят, что в 1940 году Светислав был вынужден сняться в единственном в своей карьере пропагандистский фильм «Враги» Виктора Туржанского, оправдывающем оккупацию Польши. Правда, уже на следующий год Петрович завершил антивоенную постановку Гезы Радвания «Европа не подходит», но зрители Югославии, пострадавшие от рук нацистов, уже не видели в нём любимого актёра.

Отныне для них он был слугой врага, что не уставала подчёркивать позднее и Коммунистическая партия Югославии. Отрицательному имиджу способствовало и то, что во время войны Петрович продолжал сниматься, причём у режиссёров, поддерживавших Адольфа Гитлера. Тот факт, что всё это были романтические фильмы, никак не мог снять с него ярлык «нациста». Больше того, актёров клеймили ещё и за то, что он развлекает кровожадных палачей в кровавые времена.

Несмотря ни на что, Светислав Петрович попытался продолжить послевоенную карьеру на родине. Ему удалось «дотянуть» лишь до «Далматинской свадьбы» Гезы фон Болвари 1953 года. Кстати, это был один из первых цветных фильмов, снятых в Югославии.

С 1945 года до самой своей смерти Петрович в основном получал второстепенные роли в Западной Германии, где ещё и вёл шоу Радио Свободная Европа. Ещё его имя можно увидеть в титрах знаменитой французской картины «Лифт на эшафот».

Светислав Иван Петрович умер от рака в октябре 1962 года в возрасте 68 лет и был похоронен в Мюнхене.
Ита Рина была упомянута в начале этого текста не просто так. Вместе с ней в 1937 году Петрович снялся на Адриатических островах в фильме «Коралловая принцесса». Режиссёр Виктор Янссон навсегда соединил в одном кадре двух великих звёзд того времени. Звёзд, которые давно погасли.

Источник