Раба любви из Югославии

Италина Лида Краванья родилась в 1907 году в городке Дивача недалеко от Триеста. В девятнадцать она стала Мисс Словении, но побороться за титул первой красавицы всей Югославии ей не позволила мать. Тогда девушка просто сбежала из дома. К сожалению, добраться до Загреба ей удалось лишь поздно вечером, когда жюри уже объявило имя самой прекрасной «югословенки».

Зато юную дивачанку случайно увидели  немецкие продюсеры, тут же  предложив ей попробовать свои силы в кино. Нужно было ехать в Берлин, а госпожа Краванья снова была против. И непокорная дочь второй раз тайно покинула свой дом, чтобы подписать контракт с известной продюсерской фирмой в далёкой Германии.

«Камеры принялись жужжать. Вокруг были сплошные кабели. Непонятные иностранцы уставились на меня, перешёптываясь между собой. Они просили кричать, смеяться, махать руками и плакать. Последнее удавалось мне особенно достоверно. Стоило лишь подумать, как далеко я от родного дома и как обманула свою маму – слёзы текли по моему лицу градом…»

Красоту Италины, «девушки с говорящими глазами», режиссёры стали нещадно эксплуатировать, но первые полтора года больших ролей у неё не было. Зато каждую неделю актриса вписывала в историю своей карьеры название новой «фильмы».

Такое положение дел Италину не устраивало. Она подписала контракт с другой фирмой, гарантировавшей ей главные роли, но потребовавшей взять псевдоним. Так Италина Лида Краванья двадцати с небольшим лет превратилась в Иту Рину.

Наконец, в 1929 году грянул «Эротикон» Густава Махаты. Именно грянул, потому что в одночасье сделал звёздами и режиссёра, и исполнительницу главной роли. Иту Рину на премьере в Париже публика в буквальном смысле  носила на руках.

Чёрно-белая немая чешская лента уже давно с полным основанием названа критиками первым эротическим фильмом Европы. Кстати, её сюжет – это не что иное, как очень вольная интерпретация пушкинского «Станционного смотрителя».  Правда, сама история была перенесена в современность, на железнодорожную станцию. Коварный соблазнитель стал продавцом духов, а линия безутешного отца отошла на десятый план, уступив место судьбе его дочери, оказавшейся гораздо печальнее участи героини русской литературы.

В конце того же 1929 года Рина сыграла и в первом звуковом фильме Чехии – «Тонка-Виселица» режиссёра Карела Антона. Над страданиями очаровательной «жрицы любви», согласившейся исполнить последнюю волю осуждённого — провести с ним ночь перед казнью, проливала слёзы вся Европа. И отголоски тех рыданий дошли до самого Голливуда.

В 1931 году Ита Рина получила приглашение сниматься на знаменитых калифорнийских холмах. Но предложение заморских продюсеров опоздало. За год до него на приёме в сербском посольстве в Берлине актриса познакомилась с постигавшим инженерную науку Миодрагом Джорджевичем, который был прекрасно воспитан, красив, благороден… Короче, молодой человек больше походил на кинозвезду, нежели труженика чертёжной доски.

Ради своей любви Италина приняла православие, крестившись в Берлине под именем Тамара, и в том самом 1931 году венчалась со своим  избранником в Вознесенской церкви Белграда. Возможно, из-за того, что актриса предпочла семью головокружительной карьере за океаном, её имя сейчас мало кто знает.

Тамара Джорджевич была не только прекрасной актрисой, но и большой патриоткой Югославии.  Снимаясь в 1939 году в немецкой картине «Централа Рио» она позволяла себе достаточно смелые высказывания в адрес нацистской Германии. На площадке постоянно присутствовал агент гестапо, с которым Ита Рина серьёзно поругалась, едва не оказавшись в нацистских застенках. Агент сообщил о несдержанной на язык актрисе куда следует, упомянув при этом, что она явно имеет еврейские корни. От неминуемой беды неблагонадёжную бунтарку спас Иво Андрич, занимавший в то время пост посла Королевства Югославия в Германии. По совету будущего нобелевского лауреата и с его непосредственной помощью госпожа Джорджевич быстро вернулась на родину.

Война изменила всё. Если в тридцатые годы Ита Рина была необычайно востребована в немецких и чешских картинах, то сороковые принесли одни невзгоды.  Победный май 1945-го тоже мало что изменил в её киносудьбе. Социалистические «Авала» и «Ловчен-фильм» приглашали актрису крайне редко. Она скромно жила в Белграде со своей семьёй, последний раз появившись на экранах в 1960 году в фильме «Война» Велько Булайича. Стоит ли уточнять, что роль была просто крошечная?

Через семь лет супруги Джорджевич переселились в Будву. Здесь отвергнутая миром нового кино актриса  скончалась от приступа астмы во время страшного землетрясения 1979 года. Безутешный Миодраг пережил свою любимую супругу всего на год.

Сейчас имя Иты Рины постоянно встречается в сербских кроссвордах. Но во всей стране вряд ли наберётся и сотня обычных граждан, чьи знания об этой удивительной женщине не ограничиваются содержанием кроссвордного вопроса. Нашей Вере Холодной в этом смысле «повезло» гораздо больше, чем «рабе любви» из Югославии.

Может, здесь просто пока нет своего Никиты Михалкова? Неплохая получилась бы «фильма». Только представьте себе…

Забытая богом Дивача. Титул Мисс Словении. Два побега из дома. Два новых имени. Девятнадцать главных ролей. Звёздная популярность. Большая любовь. Счастливая семья. Двое детей. Бегство из Германии. Война. Забвение. И… вся жизнь.

Где же ты, мечта?…

Вера Соколова