Сегодня Видовдан

Видовдан — один из важнейших государственных праздников Сербии. Так получилось, что именно в этот день происходили очень значимые для страны события. Битва на Косовом поле в 1389 году,  признание Сербии королевством в 1881-м, убийство эрц-герцога Фердинанда в Сараево в  14-м, конфликт между Сталиным и Тито в 48-м, первые выстрелы Югославской войны девяностых – всё прочно связано с 28 июня.

Часто ошибочно полагают, что 28 июня отдают дань памяти лишь Святому князю Лазарю и павшим на Косовом поле. В первой половине прошлого столетия на в этот день специальной трапезой поминали и героев, погибших в 1912-18 годах. А двадцать лет назад в Республике Сербии был  принят Закон о праздниках, в котором сказано, что 28 июня – это День памяти всех воинов и простых граждан, в разные времена отдавших свою жизнь за свободу отчизны.

Сегодня Видовдан — самый противоречивый праздник в Сербии с точки зрения людей, имеющих смутные представления об этой балканской стране и её народе, или… желающих её унизить. «Вы только посмотрите на этих сербов — празднуют проигранное сражение, потому что других поводов у них в истории нет!» — встречалось такое? Мне, к сожалению, да, причём чаще всего с «хорватских» страниц, что, впрочем, не удивительно.

На Косовом поле 28 июня 1389 года пали почти все сербские воины и их благородный правитель — князь Лазарь. Следствием этого поражения стали пять веков турецкого рабства. Тем не менее битва воспета в гимнах и народных песнях, а князь Лазарь после гибели почти сразу был причислен к лику святых.

В житии благоверного князя Лазаря Сербского прямо сказано, что сербы понимали, что идут на верную смерть — численность осман была намного выше. На рассвете все воины приняли участие в Литургии и причастились, после чего князь Лазарь повел свое войско на битву за веру и Отечество. Бой был неравный, но сербские воины продержались до заката. Князь Лазарь сражался отважно, и, по свидетельству летописи, «имел шестнадцать ран, когда сел на третьего коня, потому что два были уже убиты под ним». Но враги все же схватили израненного правителя, после чего исход сражения был предрешен.

Мысленно перебирая в тот час все свои слова и поступки, князь Лазарь вспомнил, что ночью во сне, накануне Косовской битвы, ему явился Ангел и задал вопрос: что дороже – земное царство или Царство Небесное? «Царство земное – кратко и временно, а Небесное – на веки вечные», – ответил Лазарь небесному посланнику. Он сам выбрал Царство Небесное, вечное, и тем самым заключил с Богом «царев завет», известный в народе как «Косовский завет».

Святитель Николай Сербский утверждал, что именно Косовская битва сделала сербов великим народом. Святитель называл Косово «национальной Голгофой», «духовным и нравственным воскресением». Oн неустанно напоминал, что после сражения на Косовом поле турки повернули назад, приостановив дальнейшее шествие вглубь Балканского полуострова. «Поскольку сербское войско все на Косовом поле полегло – причем добровольно – за истину и правду Божию, – утверждает святитель Николай, – то оно и победило».

С одной стороны, в этот день в жизни сербского народа произошла величайшая трагедия – поражение в битве, с которого началось утверждение турецкого владычества над Сербией. Поэтому для сербов Видовдан – день гибели земного «Сербского царства». Но вместе с тем – это и день памяти великого жертвенного подвига, победы Царства Небесного над царством земным, победы Вечной Жизни над преходящей, победы жертвенной любви над законами тленного мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *