Время гобеленов

Во времена Югославии изготовление гобеленов было главным увлечением женского населения. Дамы разных профессий часть своего свободного времени самоотверженно и самозабвенно разбирались в мудрёных схемах и переплетали нитки по нескольких часов. Это был их способ отдыха, помноженный на желание оставить своим потомкам что-то красивое и материально ценное.

В 1970-е годы производство гобеленов с изображением великих произведений искусства было в Сербии признаком творчества и престижа. «Боевые петухи» и «Украшение невесты» Пая Йованович или «Косовка Девойка» Предича стали вызовом для тех, кто научился искусству вышивания на холсте у своих бабушек и даже дедушек. Старшие поколения до сих пор помнят гобелены со стен своих предков.

Увлечение гобеленами было повсеместным. Многие дамы достигли небывалых высот. Например, жительница Панчева Ружица Попович, биохимик по профессии,  в 1960-е годы посвящала этому ответственному хобби большую часть своего свободного времени и вышила коллекцию из 70 ценных гобеленов.  «Тайная вечеря», «Святая ночь», «Казанская Богородица», «Крест», «На Великой дороге»,  «Ифигения», «Мельница», «Лютня музыканта», «Зима в наиве»… Истории от античности до наивной живописи, путешествия по морю на парусниках, бытовые сценки, узнаваемая синева голландских ветряных мельниц, подсолнухов и березовых лесов, башни немецкого замка Эльц складываются из тысяч стежков и заставляют удивляться результату.

Знали ли братья Жан и Филибер Гоблены, что расширяя в XV веке cвоё дело по окрашиванию шерсти на окраинах Парижа, они обеспечивают бурю эмоций, волнений и даже множество бессонных ночей домохозяйкам и работницам века двадцатого?

Догадывался ли предприимчивый Якоб Виллер, наладивший в конце XIX столетия в окрестностях Берлина производство постельного белья, декорированного в технике гобелена, что его идея параллельной продажи схем и всех сопутствующих материалов, а также знаменитого Каталога, предлагавшего желающим сделать реплику одного из известных произведений искусства, что он положил начало всеюгославскому женскому хобби?

В 1986 году в Белграде вышла первая книга гобеленов в Югославии с фотографиями и большими схемами.  Лидия Радойкович и Тома Радойкович и издательство «Экономическое бюро» ​​подарили дамам целых 90 страниц вдохновения, раньше они ограничивались газетными и журнальными вырезками или срисовыванием схем у подружек.

Любители гобеленов особо выделяли репродукцию «Тайной вечери», стоимость которой на рынке могла достигать нескольких тысяч евро. В прошлом гобелены частенько вывозились из Югославии по секретным каналам, потому что ручная работа всегда ценилась в мире больше, чем в СФРЮ.

Конечно, выгодно продать свой «маленький шедевр» удавалось единицам. Обычно лучшие работы занимали почётное место на стенах, раздаривались или просто убирались в шкаф, где лежали годами.

Когда я заглядываю в гости к своим сербским знакомым и вижу  плоды их трудов, украшающие комнату, я вспоминаю о другом, советском увлечении выжиганием, резьбой и чеканкой, покорившем нашу страну в те же 70-80 -е годы. Так что «Косовскую девушку» в Обреновце и Есенина с трубкой в Твери много что связывает. Мы похожи, как ни крути.

 

Вера Соколова