Надежда Петрович и другие
Завершая рассказ о первых женщинах-фотографах Белграда, нельзя не упомянуть ещё несколько имён.
В 1901 году на первой выставке белградских фотолюбителей большое внимание привлекла работа супруги генерала Михаила Магдаленича Анджи. В жюри тогда заседали археолог и глава Народного музея Михайло Ватрович, художница-импрессионистка Бета Вуканович, художник Марко Мурат и профессор Белградского Университета, археолог Андра Стеванович.
Андже Магдаленич позднее стала членом правления любительского фото-клуба «Белград». Она снова была здесь единственной женщиной, как и на выставке 1901 года.
Не менее интересна история Катарины Чортомич (слева), супруги придворного королевского фотографа. Вместе с мужем Стеваном после Первой мировой войны она открыла фотоателье в Солониках, затем семья переселилась в Скопле, а позже обосновалась в Белграде. В сербской столице они владели сразу тремя фото-«раднями»: на улицах Князя Михаила, Короля Петра и Короля Милана.
На снимках, сделанных Катариной, под логотипом “Foto Ilford” стояла подпись “Fotograf K.S. Čortomić” . Клиентам предлагались на выбор «художественные изображения, фотогравюры и фотозарисовки, увеличенные от самого маленького формата до натурального размера», а также «снимки, разукрашенные от руки акварелью, пастелью и маслом».
Отличить работы Катарины от снимков Стевана было практически невозможно. Это позволило ей открыть собственное фотоателье на улице Вука Караджича. Предприятие было весьма успешным, а сама мастерская пережила Вторую мировую войну и закрылась лишь в семидесятые годы прошлого века.
Катарина Чортомич дружила со многими фотографами. Среди них — знаменитый Радомир Йованович, благодаря которому были запечатлены мгновения Первой мировой войны.
Личное ателье «Фото-темпо» держала в тридцатые годы прошлого века на белградских Теразиях ещё одна дама – Катица Грдиян, супруга фоторедактора газеты «Время». Остаётся добавить, что фотографией очень увлекалась и знаменита художница Надежда Петрович, полюбившая искусство рисования светом ещё в 1902 году.
С живописью и фотографией её познакомил Джордже Крстич. Живя в Мюнхене, Надежда параллельно училась владеть и кистью, и фотоаппаратом. В лаборатории фото-ателье «Элвира» она обрабатывала свои первые снимки. «Моделями» были обычные посетители ателье, запечатлённые фото-мгновения повседневной жизни «Элвиры» Надежда отправляла матери.
Петрович вела своеобразный фотодневник, продолжая и в Белграде снимать «частную жизнь» — например, свою семью и друзей во дворе дома на Ратарской улице или сестёр Анджу и Елу в национальных костюмах. Она хотела «уловить» чувства, язык тела и потому была очень внимательна к деталям.
Во время Балканских войн и Первой мировой войны Надежда Петрович состояла в фото-секции. Благодаря её работам мы увидели Призрен того времени, короля Петра перед войском, санитарные машины, солдат и холодный Дрим…