Первая женщина-фотограф в Белграде
Ещё в середине позапрошлого века женщины стали уверенно осваивать профессию фотографа, тогда чисто мужскую . В Белграде первой была Анка Фелдман – скромная девушка из успешной еврейской семьи, жившей на Дорчоле.
Она родилась в 1843 году. Глава семейства был прекрасным портным, так что будучи совсем девочкой Анка уже включилась в семейное дело, не представляя, что может заниматься каким-нибудь другим ремеслом.
Но тут неожиданно будущая портниха познакомилась с путешествующим немецким фотографом Николаусом Штокманом. Поражённая искусством светописи девятнадцатилетняя Анка решила отправиться в Вену, чтобы стать настоящим профессионалом. Причём учиться она собиралась не абы как, а будучи помощницей самого Карла Геца!
Через три года в белградском «Видовдане» появилось объявление об открытии фотомастерской Анки Фелдмановой. Молодая женщина действительно была весьма талантлива, да и за работу просила меньше других. Но по столице поползли упорные слухи, что эта самая Фелдман – австрийская шпионка, потому как её клиенты – это, в основном, офицеры и жандармы. Масло в огонь подлил и тот факт, что даже австрийский путешественник Феликс Каниц предпочёл увековечиться именно у неё.
Анке пришлось вернуться в Вену к Гецу. Через год она вновь рискнула открыть своё фотодело на Балканах. На этот раз выбор пал на Задар. Но и здесь история повторилась. Правда, теперь Фелдман называли шпионкой сербской, а заодно и любовницей Геца.
Анка не боялась экспериментировать с форматами или снимать всадников в движении. В своей работе использовала техники майолики и ферлауфа, а также коричневый тонер. И всё же злые языки постоянно твердили, что фотограф она аховый. Что поделаешь – зависть человеческая…
Анке Фелдман вновь пришлось сняться с места. В семидесятые годы XIX века она объехала почти всю Австро-Венгрию. Сохранились снимки, сделанные ею в Пожеге, Сремской Митровице, Пожаревце… На логотипе же обычно писала: «Fotografien von Anna Feldmann & Carl Götz aus Wien».
Постоянные разъезды плохо сказались на её здоровье. Один из современников, встретивший сорокалетнюю Анку записал, что она бесконечно измождена. Увидеть начало нового века женщине, увы, не довелось.
Наибольшее количество сохранившихся произведений Анки Фелдман можно найти в наследии Феликса Каница, в Архиве Сербской академии наук и искусств в Белграде.