Югославские звезды «кафанской» музыкальной сцены: тома Здравкович
Тому Здравковича называют самым «кафанским» певцом югославской эстрады 70-х—90-х годов. Истинный представитель богемы, певец и поэт, он писал невероятно красивые любовные песни, которые поют и сейчас. Его песни, народные по форме, были пронизаны настоящим духом шансона. Здравкович обладал весьма характерным вокалом, не слишком мощным, но тёплым, чем-то похожим на голос Шарля Азнавура.
Большая часть текстов была написана им самим и посвящена несчастной любви. Плачущая скрипка подчеркивала меланхолическую атмосферу. Сам Тома говорил, что счастливые люди не пишут песен, поэтому можно сразу предположить, сколько тяжёлых и трагических моментов пришлось пережить этому талантливому человеку.
Томислав Здравкович родился 20 ноября 1938 года в Алексинце, затем семья переехала в село Печеневац недалеко от Лесковца. В его биографической книге упоминается, что в местном парке он познакомился с популярной боснийской певицей Силваной Арменулич, которая была очарована музыкальным талантом юноши. Именно Сильвана вывела его на сцену — Здравкович стал выступать в кафане «Дубочица».
В благодарность за помощь Тома написал для Силваны песню «Зачем мне жизнь» (Šta će mi život), ставший её самым известным хитом. Нужно обязательно добавить, что Арменулич была не просто певицей, её называли королевой севдалинки. Само её появление на сцене — необычный голос, выбор репертуара, манера исполнения, костюмы- практически изменило историю народной песни в Югославии. Её семейная жизнь тоже удалась — мужем этой талантливой женщины был известный теннисист и тренер Радмило Арменулич. Всё оборвалось неожиданно: 10 октября 1976 года Силвана погибла в автокататрофе, ей было всего 37. Это известие стало для Томы Здравковича тяжелейшим ударом.
Первый альбом Здравковича «Essagerata», вышел в 1964 году. К 1990 году в его активе было 28 синглов и 11 альбомов. Томин талант был многогранен — он снялся в шести фильмах и телесериалах. Пусть роли у него и не главные, но однозначно запоминающиеся. Вот, например, эпизод из легендарного кинохита «Балкан-экспресс», Тома играет здесь певца, отказывающегося исполнять для нацистов «Лили Марлен». Поверьте, перевод вам не понадобится.
Тома вёл поистине богемную жизнь. Он часто влюблялся, был заядлым игроком и не знал меру в горячительных напитках. В маленьком городке Голубац, где на берегу Дуная отдыхала югославская богема, существует местная легенда о Томе. Здесь король кафанской песни безответно влюбился в одну гостиничную работницу. Из-за неё он постоянно откладывал отъезд домой, пускался во все тяжкие и в конце концов остался без гроша. Когда дела стали совсем плохи, простые горожане привели пьяного и абсолютно отчаявшегося певца на автобусную станцию, купили ему билет и отправили в Белград. Долг Здравкович вернул им песней ,Дунай“, под которую его почитатели до сих пор страдают по несчастной любви.
Несмотря на многочисленные романы, Тома Здравкович четыре раза связывал себя узами брака. У него были дочь Жаклина и сын Александар. В 1974 году вместе с последней женой Горданой он уехал в Канаду, но жизнь эмигранта быстро стала ему невыносима. Вернувшись в Югославию через четыре года, Тома записал один из самых великих своих хитов — «Я устал от жизни» (Umoran sam od života), ставший бестселлером.
Народ его не забыл, любое выступление певца в кафанах и отелях по всей Югославии проходило с аншлагом. Вообще, в последние годы своей жизни он пел особенно много, будто предчувствуя, что скоро всё закончится.
Свой последний концерт Здравкович дал в Подгорице, за 20 дней до смерти. Он пел уже будучи тяжело больным — вернулся рак предстательной железы. После выступления Тома вышел на сцену и навсегда попрощался со зрителями. В зале воцарилась гробовая тишина — все были в шоке.
Король кафанской песни умер в возрасте 52 лет в больнице Военно-медицинской академии 30 сентября 1991 года. Прошло 30 лет, но его песни по-прежнему любят во всех республиках бывшей Югославии. В 2021 году вышел посвящённый Здравковичу кинофильм, который собрал рекордное для Сербии число зрителей. Режиссёр Драган Белогрлич назвал свой кинохит просто и понятно любому жителю бывшей Югославии: «Тома».