Герой, которого «стёрли»
История наших народов в бурном двадцатом веке очень похожа. Разрушительные войны, репрессии, вычеркнутые имена героев-соотечественников, отказавшихся шагать в ногу к светлому коммунистическому будущему… Нас спасает одно: память уничтожить нельзя!
Милько Врачарич родился в 1913 году в деревне Кремна недалеко от города Ужице. Его отец Ячим не мог на свою зарплату дать образование своим трём сыновьям и двум дочерям, поэтому Милько, старшему из детей, пришлось бросить седьмой класс. Юноша всё же поступил в военное училище в Белграде. В 1938 году он стал членом элитной 81-й бомбардировочной группы.
Вторую мировую войну пилот застал в аэропорту Станчиновци под Мостаром. Шестого апреля 1941 года Врачарич уже участвовал в бомбардировке аэропорта под Шкодрой. Затем, возглавив тройку С-79, наносил удары по скоплениям противника на дорогах Албании, бомбил итальянские военные объекты под Задаром.
После объявления перемирия 15 апреля Врачарич перевёз премьер-министра Душана Симовича, генерала Боголюба Илича, профессора Слободана Йовановича, министров Момчило Нинчича и Мисо Трифуновича и других членов правительства с их семьями из аэропорта Никшич в Афины. На следующий день из-за плохой погоды здесь приземлиться не удалось, поэтому лётчик вернулся в Грецию. Оттуда вместе с тремя сотнями югославских пилотов он отправился в Каир.
Милько вошёл в состав 3-й югославской эскадрильи 257-й британской бомбардировочной группы, дислоцированной вблизи Суэцкого канала. Из-за волнений, вызванных кадровыми решениями югославского правительства в Лондоне, англичане интернировали балканцев в лагерь Аббасия под Каиром. Врачарич был среди них, несмотря на всю свою аполитичность – предавать товарищей по оружию было не в его правилах.
Вновь взять в руки оружие ему удалось в качестве югославского добровольца во время наступления на Египет генерала Роммеля. Как простой пехотинец он принял бой у пирамид Каира.
Командование по достоинству оценило мужество бойца. В ноябре 1942 года Милько вернулся в авиацию. После боевой подготовки в Александрии он был направлен в 203-ю британскую эскадрилью в Ливии. Врачарич проводил разведку и патрулировал Средиземное море и Эгейское моря. Месяц спустя англичане наградили его серебряной медалью за храбрость и повысили до звания капитана.
Он тут же выразил желание быть переведенным в бомбардировочные части в Италию, где стали собираться другие югославские экипажи. В январе 1944 года он участвовал в ночных операциях спецподразделений на Суэцком канале.
И тут — новый бунт. Часть лётчиков отказалось от присяги королю и решила перейти под командование Иосипа Броз Тито. Югославские военные разделились на два лагеря. С изменённым экипажем Милько вернулся на фронт. В Италии он присоединился к 55-й эскадрилье Королевских ВВС. На двухмоторных бомбардировщиках «Бостон» югославские экипажи наносили ночные удары по немецким автомобильным и железнодорожным колоннам.
После окончательного упразднения Королевских ВВС 1 ноября 1944 года Врачарич и его товарищи отказались уйти под титовское командование. Он официально стал офицером RAF. От британских пилотов Милько получил прозвище Skipper (Капитан). Выполнив 74 боевых вылета, он закончил войну под Гемоной в Северной Италии.
Врачарич получил Крест Военно-воздушных сил и в статусе офицера запаса остался в Королевских ВВС лётчиком-испытателем на ремонтном заводе в Египте. В 1946 году британская пресса под названием «Хорошее шоу» сообщила, что Капитан успешно посадил тяжелый бомбардировщик «Ланкастер», загоревшийся во время испытательного полёта. Свою лётную карьеру Милько закончил в 1948 году, проведя в воздухе 1600 часов и управляя 33 различными типами самолётов.
К сожалению, все эти заслуги не гарантировали герою благополучное возвращение в родное село Кремна. Он стоически принял судьбу невольного изгнанника, разделив её с тысячи соотечественников. Милько Врачарич остался в Англии, где работал геодезистом. Он помогал издавать эмигрантский «Авиационный бюллетень», а под конец жизни занимал должность редактора этой газеты, являвшейся связующим звеном для 500 бывших югославских летчиков, разбросанных по всему миру.
Легендарный лётчик скончался в 1990 году в Лондоне, он похоронен на сербском кладбище в Бруквуде.
По материалам сербской прессы.