В поисках Евы

Я уже много раз писала о цветочных загадках, которыми так богаты сербские дворы. Вернее сказать, даже не столько дворы, сколько сам сербский язык в его народном исполнении. Сегодня предлагаю разобраться, какие именно растения скрываются под псевдонимами Адам и Ева. И если с мужской половиной дело обстоит довольно просто, то женская часть, как всегда, решила как можно дольше оставаться в загадочной тени.

Итак, Адам. Одно из самых любимых сербками растений. Его можно увидеть и на летней террасе, и в глубинах комнат. Думаю, редко встретишь дом, где не было бы этого статного, лопоухого красавца. За ним весьма просто ухаживать. Достаточно защитить растение от прямых солнечных лучей, пристроив в полутени, и не забывать о поливе.

Справедливости ради должна сказать, что на специализированных сайтах можно прочитать сто и одну страшилку про его капризность: Адам не переносит сквозняки, ему нужен особенный грунт, соблюдение определённой влажности воздуха и т.д. Но подавляющее большинство сербских хозяек (и примкнувшая к ним я) далеки от всяческих танцев с бубнами вокруг своих зелёных любимцев. И ничего – растут, вымахивая минимум до 2-х метров. Правда, цветущими я их здесь видела всего пару-тройку раз, это точно.

 

Кстати говоря, чаще всего летом сербки выносят своих Адамов на улицу, убирая их под крыши лишь в октябре. Я же весной высаживаю эту раскидистую клюкву ботву в землю, а осенью выкапываю и прямо в ведре отправляю на зимовку в сарайчике. В этом году собираюсь поступить ещё проще: срезать листву и тупо накрыть то, что останется, чем-нибудь- даже стеклянной банкой. Посмотрим, что из этого получится.

Адам уже поразил меня своей живучестью. Этой весной я опоздала с посадкой, многие корни благополучно стали подгнивать, и я уже мысленно распрощалась со всей моей Адамовой командой. Но не тут-то было! Печальные клубни неожиданно умирать отказались и пустили по два-три новых росточка, так что теперь у меня во дворе джунгли и… полное нежелание их осенью выкапывать.

Так кто ж такой этот Адам? Да простая алоказия. Правда, у сербок можно встретить два её вида: алоказию пахучую (alocasia odora) и алоказию крупнокрневищную (alocasia macrorrhizos). Но хозяйкам особо без разницы. Их больше интересует другое: где найти в пару к Адаму Еву?

Дело в том, что в домашних условиях алоказия… плачет. Ну, мы-то понимаем, что ароидные так реагируют на переизбыток влаги. Достаточно несколько сократить полив или поставить рядом с цветком другое растение из этого же семейства, дабы снизить влажность воздуха. Тогда капельки на концах листьев перестанут появляться или будут возникать лишь время от времени – перед дождём, например.

Сербские хозяйки же, стремясь вернуть своему Адаму хорошее расположение, ищут ему в пару непременную Еву. Пытаясь выяснить, что это за растение, чаще всего слышишь про «другие листья», а вот чем они «другие» понять довольно сложно.
Методом неустанного любопытного наблюдения установлено, что Евой могут быть:

• Колоказия съедобная (Colocasia esculenta), она же Таро, она же бывшая Zantedeschia virosa,

• Эфиопская калла, она же Zantedeschia aethiopica,


• и даже филодендрон.

Что касается моего сада, то рядом с Адамом –алоказией давно обосновалась именно калла. Причём растёт она прямо в земле, прекрасно перенося местные зимы (благо температуры здесь редко падают ниже минус 15°С). Цветёт она просто замечательно – обилие белых «вороночек» гарантировано. И опять же – без заморочек.

Но это, видимо, потому что дома я ни Адама, ни Еву не держу – очень уж они переживают своё заточение. А у соседок ничего – получается сохранять свои джунгли круглый год.

P.S. Мои Ева и Адам сегодня выглядят не совсем презентабельно. Тяжело переживать сорокоградусную жару и град размером с хороший такой боб. Но они стараются. Жаль, «эфиопка» уже отцвела.

Вера Соколова