Новоселье
Если Париж — это «праздник, который всегда с тобой», то Сербия — это жизнь в перманентном празднике. Хотите верьте, друзья мои, хотите нет, но в этой балканской стране поводов для веселья столько, что «накрывать поляну» можно хоть каждый день. Вот, к примеру, обретение нового жилья. Вы думаете всё ограничивается исключительно новосельем? Как бы не так! (С)читайте сами…
Фото: serbia.com
Столетия меняют столетия, но возведение новой «кучи» — это по прежнему праздник для всей семьи. По негласному правилу, отцы семейств и сейчас стараются обеспечить своих сыновей собственным жилищем. Именно сыновей, потому что дочерям после свадьбы предстоит переселиться к мужу. Конечно, времена изменились, и старые правила больше не очень-то и действуют: частенько уже не дочери, а сыновья перебираются к своим вторым половинам. Тем не менее, традиции и обычаи в строительном деле продолжают жить.
Сейчас чаще всего старые дома «растут» вверх, или их новые спутники строятся в общем дворе. Но если приходится выбирать другое место, то будущие хозяева по-прежнему стараются убедиться, что оно для такого важного дела подходит. То есть его не сторонятся животные, птицы или даже насекомые. Раньше, например, место будущего строительства огораживали, запускали внутрь овец и смотрели, где именно стадо устроилось на ночлег.
Ночь вообще может рассказать очень многое. Если вечером четыре будущих угла дома обозначить камнями, а утром найти под ними хотя бы букашку — место правильное. Замечательно, если ночью упадёт в специально оставленную чашу с водой какое-нибудь насекомое – это к богатству. Мой свёкр оставлял на месте будущего фундамента бутылку ракии, а утром придирчиво проверял, осталась ли она полной. В противном случае, строительство отменялось – плохое место, сплошной убыток впереди.
Работы никогда не начинают в постный день, придерживаясь золотого правила: понедельник – начало начал. Когда траншея готова, на её четыре угла ставят зёрна тимьяна, пшеницы, кукурузы и кладут монетку. Не трудно понять, что всё это – к достатку и для безопасности (тимьян справляется с вампирами не хуже чеснока). В некоторых сёлах и сейчас целую бутылку с зерном, вином или монетами замуровывают прямо в фундамент.
Чтобы дом получился, как говорится, на века, полагается принести жертву. Прямо над траншеей закалывается поросёнок, ягнёнок или курица, чтобы кровь обязательно попала на самое дно. Поскольку в этот день полагается устраивать первое застолье, птица выступает в роли жертвы редко, потому что поросята и овечки отправляются прямиком на вертел.
Между прочим, столы ставят подальше от ямы, чтобы ничья тень, не дай Бог, на неё не упала. Особенно следят за этим мамы многочисленной детворы. Дело в том, что раньше приносили символические человеческие жертвы. Обычно это были старики, чья тень измерялась шёлковым шнурком, который потом замуровывали в фундаменте. Считалось, что «хозяин тени» скоро умрёт, а его душа будет заботиться о домочадцах, превратившись в домового или таласона.
Строительные застолья устраивают ещё несколько раз. Обязательным угощением сопровождается заливка фундамента и возведение каждого последующего этажа (пьют за «плочу» — плиту). В конце строительства все родственники и соседи приглашаются на так называемые «шлемы». Но теперь уже сами гости приносят печёного поросёнка и небольшой подарок — рубашку, носки, полотенце и т.д. Все дары делят между хозяевами и строителями.
Главный мастер поднимается на крышу и украшает стропила кукурузой – целыми стеблями с корнями и початками. Там же он оставляет собственный подарок главе семейства и кричит: «Спасибо, хозяева. Растите в высь и ширь, сыновей жените, дочерей замуж выдайте, внучат крестите. Будьте живы-здоровы и веселы!»
Во многих сёлах покрытие дома черепицей до сих пор называют «пайдосом». Работать «пайдо» – значит делать что-то сообща и бесплатно. Мастера, соседи, родственники ставят последнюю точку в строительстве под шутки-прибаутки, кофе и, конечно, ракию. Между стропилами мастер устанавливает сбитые крестом доски, на которые вешает всё те же подарки — это называется «подигнути рогови» (поднять стропила).
Окончание работ снова знаменуется большим весельем. И не напиться здесь тяжеловато. Судите сами: хозяин первым поднимает свою чашицу ракии. Под его «Живели!» все гости должны выпить одновременно. А потом здравицы идут по кругу. Сосед по столу поднимает тост за рядом сидящего: «Да будешь ты мне жив и здрав!» Как в известном фильме, тостуемый пьёт до дна и «передаёт тост» следующему, превращаясь в тостующего.
А завершает череду строительных праздников новоселье. Первым в новый дом, обязательно с правой ноги, входит кум, торжественно внося свежеиспечённый хлеб, соль и мёд. За ним следуют и остальные гости. Кошки не удостаиваются чести первыми переступить порог. Но вот петухов иногда вносят, чтобы «дом пел и зло отгонял».
Справлять новоселье стараются в полнолуние, а разводить первый огонь – утром. Хозяин нового дома в течение года обязательно сажает во дворе фруктовое дерево. Это обещает мир, покой и достаток на долгие годы, а, значит, и счастье всему семейству.
Вера Соколова