Сербский сувенир: куварицы-дозидницы
На туристических сайтах очень часто можно увидеть такой вопрос-просьбу: посоветуйте что привезти из Сербии? Не секрет, что на большинстве сувениров во всех странах мира сейчас можно отыскать надпись «Сделано в Китае» :). Поэтому я решила рассказать вам о вещах действительно сербских, до которых руки талантливых и предприимчивых жителей Востока ещё пока не дошли. И начну, пожалуй, с когда-то очень и очень популярной куварицы-дозидницы.
В отличие от других вышивок сербских мастериц дозидницы выглядят очень скромно. Это и понятно: они были обычным явлением повседневной жизни с самым что ни на есть простым назначением — защищать (а заодно и украшать) стену над плитой, кухонным столом, кроватью или умывальником. Выглядело это приблизительно вот так (фотография с сайта Музея Воеводины) :
Мода на дозидницы пришла из Голландии в конце девятнадцатого века вместе с нидерландскими купцами, активно приезжавшими тогда в Воеводину. Для вышивки использовали белое прямоугольное полотно из хлопка и голубые, красные или коричневые нитки-мулине. Эскиз рисунка переносился на ткань при помощи бумажного шаблона, покрытого многочисленными дырочками: на него сыпался синий красящий порошок, затем рисунок спрыскивался нашатырным спиртом для сохранения яркости контура и высушивался.
«В лесу цветут фиалки, а в сердце — любовь к тебе»
Бумажные шаблоны или полотно с уже нанесённым эскизом можно было купить на ярмарке или в специальных лавочках-«радионицах». С 1906 по 1977 год в Сербии официально работало девятнадцать фабрик по изготовлению шаблонов для рукоделия. Самыми известными были «творницы» Альберта Гельбштайна, Йосипа Симона, Яноша Тота Абони, Милана Петко Павловича. Они издавали собственные каталоги, в которых все «шемы» дозидниц были рассортированы по орнаменту, имели свой номер и заверялись печатью изготовителя. Часто и популярные журналы помещали на своих страницах подробное руководство, как вышить тот или иной рисунок.
«Люблю трубку с табаком и жену, запекающую индюка»
Каждая дозидница была своеобразным агитационным плакатом, адресованным всем членам семьи: какой должна быть любящая свой дом жена, каким должен быть любящий свою жену муж, что необходимо, чтобы в семье сохранялись мир и покой, а все домочадцы были здоровы. Одни надписи были полны юмора, другие — патриотизма. Но даже если на дозиднице не было надписи, рисунок всё равно был «говорящим»: роза символизировала девушку, роза в бокале — молодую женщину, цветы и ветви — молодость, гребешок — чистоту и т.д.
«Жена, хорошо заботящаяся о муже, готовит ему хороший обед»
В последние годы мода на дозидницы снова вернулась в сербские дома, в основном, конечно, сельские. На ярмарках и в сувенирных лавочках можно купить как старые вышивки, так и сделанные уже нашими современницами.
«Компьютер ей дороже плиты, что в нём домохозяйка ищет?»
«В Ираке страдает народ, как это преодолеть?»
«Кухарочка, целую тебя в лобик — всегда готовишь одно и то же блюдо»
Вера Соколова Источник