История создания гидросистемы Дунай—Тиса—Дунай
Немногим более 200 лет назад Воеводина была мало населена, покрыта болотами, прудами и камышами. Строительство и дальнейшее развитие системы мелиоративных объектов сделало возможным заселение этих территорий и дало толчок к их экономическому развитию. Благодаря системе каналов, которую начали строить в 18 веке для отвода и подвода воды, Паннонская равнина превратилась в комфортное место для жизни с плодородными полями. Воеводина не была бы такой, какой она является сегодня, если бы не были построены Большой и Малый Бачские каналы, которые потом со временем были объединены с другими, вновь построенными каналами в общую гидросистему Дунай-Тиса-Дунай ( далее ДТД).
В техническом смысле современная гидросистема представляет собой сеть крупных каналов, пересекающие территории регионов Бачка и Банат, и образующие вместе с гидроузлами основную сеть каналов (OKM). Далее за этими каналами следуют местные дренажные и ирригационные системы. Сегодня гидросистема Дунай—Тиса—Дунай — это большой комплекс мелиоративных объектов, один из крупнейших в мире. Она занимает 12700 квадратных километров и остоит из полутора десятков каналов. Средний расход воды в каналах — 4000 м³/с. Гидросистема ДТД имеет возможность принимать 326 кубометров воды в секунду: в Бачке 156, а в Банате 170 кубометров воды. Благодаря этой системе осушается 1 060 000 га земли — и соединяются реки Дунай и Тиса. Гидросистема и её воды имеют широкое хозяйственное назначение: дренаж территории, защита от паводков, ирригация, водоснабжение промышленных предприятий, судоходство, развитие лесного хозяйства, развитие рыболовства и туризма, а также использования гидроэнергетического потенциала.
—Длина Дуная составляет около 2850 км. Река Дунай — важный транспортный коридор (Международный транспортный коридор VII). После постройки в Германии канала Майн-Дунай в 1992 году, река стала частью трансъевропейского водного пути от Роттердама на Северном море до Сулины на Чёрном море (3500 км) (через Рейн, чьим притоком является Майн). Это единственный внутренний водный путь среди 10 общеевропейских транспортных коридоров. Дунай в Сербию попадает на 1433 километре своего течения и протекает через страну на протяженности 588 километров от Бездана (недалеко от границы с Хорватией и Венгрией) до устья реки Тимок (начинается граница с Болгарией). Из них 137,6 км — это совместный участок с Хорватией, а 299,35 км — с Румынией. От города Бачка Паланка до рыбацкой деревни Старая Паланка на протяжении 151 км. оба берега реки принадлежат Сербии. Дунай по всей длине безопасен для больших судов. Некоторые морские суда также могут плыть вниз по течению от Белграда до Чёрного Моря. Белград — это порт река-море. Помимо Дуная, судоходными реками, имеющими статус международных водных путей, в Сербии являются Сава и Тиса.
Река Тиса около города Сомбора.
—Тиса. Тиса — крупнейший левый приток Дуная. Он берет начало в Украине, в Карпатах в районе Буковины, и до сих пор проходит через Венгрию, Румынию, Словакию и Сербию. Впадает в Дунай напротив Старого Сланкамена. Длина реки Тиса составляет 1358 км. Судоходен на протяженности 532 км. Протекает через Сербию на протяженности 168 км и судоходен на всем протяжении. В прошлом на реке выполнялись более гидротехнические работы по прорезанию меандр (плавный, но заметный изгиб русла равнинной реки), что увеличивало скорость стока воды и улучшало условия судоходства. Тиса имеет статус межгосударственного водного пути. Это означает, что навигация по нему бесплатна для судов, плавающих под венгерским и сербским флагами. Плотина с корабельным шлюзом была построена на Тисе недалеко от города Нови Бечей в 1977 году. Задача этого шлюза— обеспечить навигацию между Тисой и главным каналом региона Банат Банатска Паланка — Нови Бечей. Переводит суда грузоподъёмностью до 1000 т.
— Сава. Река Сава когда-то была самой большой рекой Югославии, а теперь имеет статус международной. Он протекает через 4 страны: Словению, Хорватию, Босния и ГерцеговинаиГ (Республика Сербская) и Сербию. Он соединяет три столицы: Любляну, Загреб и Белград. В последнее время это река со статусом международного водного пути. Международная комиссия по бассейну реки Сава начала свою работу в 2006 году. Река Сава является третьим по длине и крупнейшим притоком Дуная с точки зрения стока. Площадь бассейна 97 713 км². Длина Савы от истока в горах западной Словении до слияния с Дунаем в Белграде составляет около 944 км. Сегодня река Сава является судоходной для больших судов от Белграда до Славонского Брода (377 км) и небольших судов до Сисака (583 км). На водном пути Савы нет дамб и корабельных шлюзов.
Устье канала Банатска Паланка — Нови Бечей у рыбацкой деревни Старая Планка.
— Гидросистема Дунай — Тиса — Дунай —это сложный комплекс гидротехнических сооружений. Она состоит из комплекса дренажных канав, водотоков с укреплёнными берегами, больших и малых каналов, дамб, плотин, шлюзов, насосных станций и других сооружений, общей протяжённостью 929 км. Весной паводковые воды направляются в Дунай и Тису и 700 000 га земли спасают от наводнений. Летом, в период засухи, воды Дуная и Тисы, поднятые с помощью насосных станций, потекут по тем же каналам вспять, неся жизнь на поля Воеводины, которые прежде больше напоминали пустыни.
Наряду с судоходными и магистральными оросительными проложены отводные каналы общей протяжённостью 14 тысяч километров. Сеть мелких каналов вбирает в себя излишние грунтовые воды, позволяет осушить и освоить тысячи гектаров новых плодородных земель. Ширина каналов от 18 до 150 метров, глубина — до 5 метров. Гидросистема включает 30 плотин для регуляции притока воды, 5 крупных насосных станций, 17 судоходных шлюзов, 86 мостов (из них 64 автомобильных, 21 железнодорожных и один пешеходный), а также около сотни вспомогательных сооружений и объектов. В составе гидросистемы работает 14 речных портов.
История строительства гидросистемы Дунай Тиса-Дунай. Дунайские низины всегда считались не самым лучшим местом для жизни. Вечными врагами вынужденных переселяться сюда сербов и венгров были наводнения и засуха. Инженер Никола Мирков, большую часть жизни посвятивший созданию проекта многоступенчатой гидросистемы Воеводины, написал так: «Чтобы понять меня, нужно родиться, вырасти и жить в этой бескрайней низине. Нужно глубоко – до всей возможной глубины – ощутить и почувствовать эти страдания из-за воды и эти муки без воды, эту вечную борьбу с водой и эту вечную жажду. Если год влажный – жди опасностей и невзгод, если год засушливый – придёт беда ещё горше».
Канал Дунай-Тиса -Дунай. Заповедник Делиблатские пески ( Deliblatska peščara).
Первыми строителями местных отводных каналов были ещё античные римляне. Плоды их труда можно использовать до сих пор. Первые работы по регулированию водных потоков, затопляющих Воеводину, начались в 1718 году. Первым прорытым каналом был Сивац-Врбас, построенный с 1785 по 1787 год. С лёгкой руки австрийской императрицы Марии Терезии мелиоративные работы велись и на протяжении всего XIX века. Те построенные каналы мало чем отличались от обычных ответвлений реки Дунай – дунавцев. Каналы, построенные в прошлом, не могли полностью решить проблему защиты полей и сел от наводнений и засухи. Многие воеводинские сёла буквально оказались на островах. Поэтому сразу после освобождения Югославии от немецкой оккупации югославские гидротехники стали разрабатывать план единой гидротехнической системы. Было создано «Управление строительства гидросистемы Дунай — Тиса — Дунай». До того, как инженер Никола Мирков продолжил работу над гидросистемой DTD, было всего 170 километров каналов и пять шлюзов: Бездан, Мали Стапар, Бечей, Клек и Итебей. Строительство началось в 18 веке и продолжалось по частям до 1977 года, когда система была собрана в единое целое. Окончание строительства гидросистемы ознаменовало завершение строительства плотины на Тисе возле города Нови Бечей в 1977г.
Австро-Венгерская империя. В 1761 году в Манчестере был открыт Бриджуотер-канал — шедевр инженерного тандема Джона Гилберта и Джеймса Бриндли. Канал Бриджуотер описывался как первое великое достижение эпохи строительства каналов в мире. Канал Бриджуотер очаровал своими шлюзами молодого военного инженера Йозефа Киша из города Апатин, который был в это время в Англии на учёбе. Йозеф Киш и его брат Габор, также военный инженер, приехали в Бачку в 1780 году, где они сначала работали геодезистами, исследуя местность при подготовке поселений к колонизации дунайскими швабами. Большой проблемой была большая заболоченность местности, поэтому в качестве эксперимента они в 1785 году вырыли канал шириной около метра для отвода поверхностных вод между Кулой и Врбасом. В 1787г. В Бачке также был проложен второй канал между Сивацем и Врбасом. Воодушевленные первыми результатами осушения местности, они стали работать над проектом строительства канала, впоследствии названным Большой Бачский канал (или Кишов канал, по имени его строителя Йозефа Киша). Строительство канала началось в мае 1793 года, а в 1801 году было закончено строительство первого этапа канала от Бачки Моноштра до Бачки Градиште. Следующие этапы строительства канала были следующие: от Бездана до Бачки-Моноштора (1842г.-1856г.), от Байи до Бездана и от Мали-Стопара до Нови-Сада (этот участок назывался Малый Бачский канал и был построен генералом Стефаном Ти с 1871г. по 1875г.) Канал от Бачки Градиште до Старого Бечея был построен с 1895г. по 1901г. Это была крупнейшая водохозяйственная система на Дунае в Юго-Восточной Европе. Тогда плавать по нему могли небольшие пароходы. В строительстве принимало участие около 3000 рабочих, оно велось по концессии, после чего строители канала получили право на беспошлинную перевозку грузов из Румынии до Вены. Некоторое время канал также именовался Францев канал и Канал короля Петра.
Шлюз (преводница) Шлајз, у города Бечей. Запущен в эксплуатацию в 1899г.
—Когда был построен Большой Бачский канал, оказалось, что это был самый дорогой коммерческий объект в Австрийской империи, на который было потрачено 3 062 690 форинтов. Большой Бачский канал протяженностью и Малый Бачский канал считаются предшественниками гидросистемы Дунай-Тиса-Дунай. Общая протяжённость канала — 118 километров. Связывает Дунай (близ Бездана) с Тисой (близ Бечея), таким образом сокращая путь между двумя населёнными пунктами на 200 километров. Также канал используется для водоснабжения этого района Бачки во время засухи. Ширина канала — от 17 до 25 метров. Средняя глубина — 3 метра. На берегу канала находятся поселения Бездан, Сивац, Црвенка, Кула, Врбас, Србобран, Турия, Бачко Градиште и Бечей.
Памятная табличка. Шлюз Шлајз, г. Бечей. Посёлок Бездан. Австрийский шлюз при заходе в канал из Дуная. Снимок начала ХХ века.
—Малый Бачский канал — канал, входящий в систему Дунай-Тиса-Дунай. Его протяжённость — 66 километров. Связывает Большой Бачский канал (близ Мали-Стопар) с Дунаем (в Нови-Саде), таким образом сокращая путь между двумя населёнными пунктами на 75 километров. Также канал используется для водоснабжения этого района Бачки во время засухи. Средняя глубина — 2 метра. Канал был выкопан для внутреннего судоходства и орошения в 1871—1875 гг. австро-венгерскими властями. До 1918 года именовался Канал Франца Иосифа I, а затем Канал короля Александра.
Социалистическая Югославия. К началу XIX века стало очевидно, что все уже построенные каналы необходимо было соединить в одно целое. Поэтому логично, что эти работы во второй половине ХХ века увенчались построением общей гидротехнической системы, которая связала все построенные ранее каналы. В период 1957-1977 годов была проведена реконструкция старых каналов, а также были возведены новые каналы и гидротехнические сооружения в существующей системе каналов, которые были построены во времена Австро-Венгерской империи.
Инженер Никола Миркова родился 13 мая 1890 года в г. Нови Сад. Окончил сербскую среднюю школу в Нови-Саде в 1908 году, затем Техническую школу в Вене, а в Будапеште окончил технический факультет университета в 1913 году. В 1947 году инженер Никола Мирков получил разрешение на начало работ над проектом гидросистемы Дунай –Тиса-Дунай. В сентябре 1947 году Никола Мирков представил концепцию строительства гидросистемы Дунай-Тиса- Дунай. В декабре того же года был сделан «Базовый проект гидросистемы Дунай-Тиса-Дунай». В начале 1948 года началась разработка Генерального проекта гидросистемы. В основу проекта было заложено обоснование, что строительство гидросистемы ДТД должно начинаться с реконструкции и в дальнейшем эксплуатации старых каналов в Бачке. То есть Большой Бачский канал канал и Малый Бачский канал послужили основой для будущей гидросистемы.
Гидрокомплекс Клек.
Строительство гидросистемы началось только в 1957 году, после десяти лет тщательного планирования и проектирования и продолжалось 20 лет. Окончание строительства гидросистемы принято считается с момента ввода в эксплуатацию плотины на Тисе в 1977 году. За время строительства было выкопано 130 миллионов кубометров земли (для сравнения: 179 миллионов кубометров земли были выкопаны при строительстве Панамского канала). Гидросистема Дунай — Тиса — Дунай решила проблему переувлажнения почв и орошения крупнейших полей Сербии. Более двух третей территории, охваченной гидросистемой (1,8 млн га) нуждалось в защите от избытка влаги. В то же время система обеспечила орошение 400 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий. Осуществление этого масштабного проекта создало условия не только для всестороннего использования природных богатств края в сельском хозяйстве, но и стимулировало рыбоводство и даже развитие туризма. Система каналов связала водными путями около сотни больших и малых населённых пунктов, и крупных промышленных центров, решила проблему их обеспечения водой. На бывших земляных отвалах каналов были высажены тополиные рощи.
Никола Мирков не дождался завершения работ на своем крупнейшем проекте — гидросистеме Дунай-Тиса-Дунай. Он умер 23 июля 1957 года в Цюрихе, через три месяца после начала работ. Никола Мирков был высокопрофессиональным специалистом по водному хозяйству в Югославии. Он не был женат. Он не пил, не курил и не ходил в кафану. Такая жизнь создала ему покой и благоприятные условия для работы. Помимо склонности к науке, Никола Мирков свободно владел французским, немецким, венгерским и английским.
Современная гидросистема Дунай-Тиса-Дунай.
Надо отметить, что современная система Дунай-Тиса-Дунай расположен на территории историко-географических регионов Бачка и Банат. Сегодня эти территории входят в автономный край Воеводина. Во все исторические времена эти две территории разделяла река Тиса. В Австро-Венгерской империи строительство каналов, плотин и шлюзов в основном велось на территории Бачки, так что в Банате строительство каналов и других мелиоративных объектов практически начиналось с „нуля”.
На основной сети каналов гидросистемы имеются 23 гидроузла, которые здесь называются „устава”, из них 18 новых и пять старых, существовавших еще до того, как Никола Мирков начал строительство гидросистемы. Задача гидроузла — „Уставы” регулировать уровень воды в канале при помощи подъёмных ворот для приёма и пропуска воды. „Уставы” строились как самостоятельные сооружения или вместе с „преводницами” — судоходными шлюзами для пропуска судов с одного уровня воды на другой для последующего прохождения по каналам. Задача гидроузла — „Уставы” регулировать уровень воды в канале. Расположены „Уставы” в следующих населённых пунктах:
Бездан. Српски Милетић. Нови Сад. Куцура. Руски Крстур. Врбас. Кула. Деспотово.
Змајево. Жабаљ. Мали Стапар. Нови Бечеј. Падеј. Сајан — (устава на Златици).
Итебеј и Клек. Стајићево. Ботош. Томашевац. Чента. Опово. Панчево. Кајтасово.
„Уставы” безопасности расположены на каналах гидросистемы в Бачке. Их пять, и они образуют систему, которая предотвращает приток избыточных вод Дуная в центральную и южную части Бачки. Они сконструированы таким образом, что через них можно перемещаться судам, а также они могут пропускать необходимое количество воды для орошения. На гидросистеме построены 10 новых шлюзов (преводницы) в дополнении к 5, построенных ранее. Некоторые старые „Преводницы” сегодня служат„Уставами”. На основной сети каналов гидросистемы имеется шесть больших насосных станций, которые служат для снабжения каналов водой, когда это необходимо. Они также служат и для отвода лишней воды из сети каналов и регулирования уровня воды. Завершением строительства гидросистемы в 1977 году считается ввод плотины на Тисе.
Гидрокомплекс Новый Бечей.
— После окончания строительства гидросистемы, судоходные пути Воеводины увеличились более чем на 500 км. Сейчас аналы гидросистемы ДТД обеспечивают навигацию на протяжении 606,6 км, из них в регионе Бачка — 355,5 км, а в регионе Банат — 245,1 км. На каналах гидросистемы имеется около 30 перевалочных пунктов, по судоходным каналам этой системы ежегодно можно перевозить около семи миллионов тонн грузов. Из гидросистемы ДТД на технологические нужды в настоящее время подается вода на 11 промышленных предприятий. Самый высокий грузооборот был зафиксирован в 1979 году, когда по каналам DTD было перевезено около 4 000 000 тонн грузов. Сегодня таким способом перевозится около 600 000 тонн грузов, так как экономика отдает приоритет дорожному движению для перевозки грузов.
Система каналов ДТД в настоящее время позволяет осуществлять плавание грузов грузоподъемностью до 1000 т на расстоянии 345,3 км, судов грузоподъемностью 500 т на расстоянии 558,3 км и судов грузоподъемностью 200 т на 600,6 км. км. Длина судоходных каналов составляет 600,6 км, из которых 345,3 км позволяют осуществлять двухполосное плавание судов водоизмещением 1000 тонн, суда водоизмещением от 500 до 650 тонн могут ходить на длину 558,3 км, а суда грузоподъемностью 200 тонн — практически. вся сеть судоходных каналов.
Гидрокомплекс Мали Стапар.
Пройти по каналам гидросистемы через всю Воеводину можно следующим водным маршрутом: Бездан—Бечей—Новый Бечей—Старая Паланка.
Войти в гидросистему ДТД из Дуная через шлюз в Бездане, пройти по каналам Врбас – Бездан и Бечей-Богоево общей протяжённостью 130 км. через населённые пункты Бездан, Сивац, Црвенка, Кула, Врбас, Србобран, Турия, Бачко Градиште, Бечей и выйти в Тису. Далее пройти по Тисе вниз по течению 7 км. до города Новый Бечей и войти в канал Банатска Паланка — Новый Бечей (147,3 км.), дойти до устья канала у рыбацкой деревни Старая Паланка и выйти в Дунай. Общая протяжённость этого судоходного пути составит 277 км.
Канал Банатска Паланка — Новый Бечей. Шлюз (преводница) Botoš.
Осуществляет управление системой каналов Общественная водохозяйственная компания «Vode Vojvodine» http://www.vodevojvodine.com/ . Расположена компания в городе Нови Сад.
—В современной классификации действующих каналов названия Большой Бачский канал и Малый Бачский канал применяется не так часто. После построения гидросистемы Дунай-Тиса-Дунай отдельные участки ранее и вновь построенных каналов получили свои новые названия по тем двум населённым пунктам, которые данный канал соединяет. Сегодня эти каналы, реконструированные и выстроенные на линии старого Большого Бачского канала, представляют собой единое целое и являются главной водной магистралью региона Бачка.
Все каналы гидросистемы ДТД располагаются на территории Воеводины в области Бачка и Банат. Некоторые каналы из-за длительного загрязнения сегодня стали слишком мелки для судоходства, а в некоторых местах, в частности рядом с промышленными предприятиями, и опасны для купающихся. Загрязнение каналов началось во второй половине XX века сливом отходов в воды. В 2008 году министр защиты окружающей среды Сербии подписал Меморандум об очистке каналов.
При проведении таких масштабных гидротехнических и меолиоративных работ, в общую гидросистему Дунай-Тиса-Дунай также были включены и реки, протекающие по Воеводине. Русла рек, или отдельные отрезки рек, «канализировали», чтобы сделать их частью каналов. Канализирование русла (русловыправительные работы) — это гидротехнические мероприятия, направленные на изменение характеристик русла водотока, как правило, включающие в себя работы по углублению и спрямлению, с целью придания ему вида канала.
Наиболее показательным в данном контексте являются история воеводинских рек Мостонга и Егричка.
Мостонга- река в северной Сербии, в регионе Бачка, 70-километровый левый приток Дуная. Из-за обширных исправлений и создания нового русла реки, для того чтобы сделать ее частью других каналов, Мостонга укорачивается, и превращается в несколько каналов. Мостонга берет свое начало в болотах к северу от города Сомбор, проходит через западные окраины Сомбора, после чего впервые проходит через канал Большой канал Бачка. Дойдя до села Пригревица, русло реки снова переходит в соё русло и на следующие 25 км. проходит рядом с сёлами Дорослово и Сербский Милетич, где Мостонга является частью главного канала в Воеводине и Сербии, канал Дунай-Тиса-Дунай. После Каравуково Мостонга становится частью канала Бачки Петровац — Каравуково. В народе её называют рекой, „которой больше нет”.
Река Егричка, г. Жабаль.
Егричка (Јегричка) —река на севере Сербии, правый приток Тисы. Протекает в историко-географическом регионе Бачка. Длина 65 км. Егричка сильно изменена человеком. Участок верхнего течения длиной 35 км, полностью канализирован и зарегулирован.
Список каналов, входящих в состав современной гидросистемы Дунай-Тиса-Дунай :
—Регион Бачка. Канал Бечей-Богоево. Канал Врбас – Бездан. Канал Нови-Сад — Савино-Село. Канал Оджаци – Сомбор. Канал Бачки Петровац – Каравуково. Канал Пригревица – Бездан. Канал Косанчич — Мали Стапар. Река Егричка. Река Мостонга.
—Регион Банат. Канал Банатска Паланка – Бечей. Канал Бечей. Канал Пловни Бегей- Клек. Канал Кикинда. Канал Карашац. Река Златица. Река Тамиш.Река Брзава. Река Моравица. Река Ройга.
—Судоходный Канал Банатска Паланка — Новый Бечей (Banatska Palanka — Novi Becej) — главная водная магистраль Баната. Это самый длинный канал в Воеводине протяженностью 147,3 км. Своё начало канал берёт около города Нови Бечей. который находится на реке Тисе. Технической вершиной проекта ДТД является плотина на Тисе высотой 25 метров, через которую проходят 4 тысячи кубометров воды в секунду. Судоходный шлюз, который соединяет Тису и канал, имеет длину 120 м. и высоту 17 метров, что позволяет позволяет проводить через него суда водоизмещением до 1200 тонн.Плотина является частью автомобильной магистрали, которая связала Банат и Бачку, так как служит мостом длиной 360 метров.
Устье канала Банатска Паланка — Новый Бечей. Слева— рыбацкая деревня Старая Паланка. Знаковое место. Стоит прямо при входе в канал из Дуная. В деревне работает 5 кафан с большим рыбным ассортиментом. На другом берегу Дуная находится крепость Рам, которая связана со Старой Паланкой паромной переправой.
Вход в канал с Дуная находится на левом берегу Дуная у рыбацкой деревни Старая Паланка, недалеко от границы с Румынией. Он обеспечивает одновременное двухстороннее плавание для судов вместимостью до тысячи тонн по всей своей длине, за исключением участка от 73,1 км до 87,3 км, где для данной категории судов возможно только одностороннее плавание, а для других судов — двустороннее плавание. Канал соединяет более десяти населенных пунктов: Клек, Ботош, Ярковац, Банатска Дубица, Ерменовцы, Влайковац, Потпорань, Банатска Паланка, Старая Паланка. Наиболее важным населённым пунктом является Зренянин, как промышленный и сельскохозяйственный центр Баната, с верфью «Бегей» и несколькими местами для погрузки и разгрузки грузов. Из канала ДТД черезреку Бегу можно попасть в Зренянин. Зренянин является пятым по величине городом страны и вторым после Нови-Сада городом края Воеводина
Канал был построен в период с 1969 г. по 1978 г. После окончания строительства 40 лет никаких работ на канале не производилось. Канал был запущен, тростниковый пояс у воды был длиной восемь метров, берега были высокими, в связи с чем и рыбаки и любители природы не могли приблизиться к воде. С 2018 по 2010 год была произведена очистка канала Банатска Паланка — Нови Бечей.Финансирование работы осуществлялось водохозяйственной компанией «Воды Воеводины» и муниципалитетом Нови Бечей на сумму 16 миллионов динаров. Работы выполняла компания „Gornji Banat”.
Канал Дунай -Тиса -Дунай. Нови Сад.
Протяжённость судоходных и несудоходных каналов гидросистемы Дунай-Тиса-Дунай.
Канал Бечей-Богоево (Bečej – Bogojevo). 90.0 км. Судоходный.
Канал Врбас — Бездан (Vrbas-Bezdan). 90.0км. Судоходный.
Канал Нови-Сад — Савино-Село (Novi Sad-Savino Selo). 80.9 км. Судоходный.
Байский канал (Bajski kanal). 39.1 км. Судоходный.
Канал Оджаци – Сомбор (Odžaci-Sombor). 12.7км. Судоходный.
Канал Бачки Петровац — Каравуково (Bački Petrovac-Karavukovo). 52. 0 км. Судоходный.
Канал Пригревица – Бездан (Prigrevica-Bezdan). 31.7 км. Судоходный.
Канал Косанчич — Мали Стапар (Kosančić-Mali Stapar). 21. 1 км. Судоходный.
Река Егричка (Jegrička) 65.4 км. Не судоходна.
# Итого. Регион Бачка (Bačka). Ообщая протяжжённость каналов—420.8 км. Из них судоходны 355.4км. каналов, несудоходны 65.4км. каналов
Канал Банатска Паланка – Новый Бечей (Banatska Palanka-Novi Bečej). 147.3 км. Судоходный.
Бечей (Begej). 34.6 км. Судоходный.
Канал Пловни Бечей (Plovni Begej) 31.4км. Судоходный.
Канал Стари Бечей (Stari Begej) 37.1 км. Не судоходный.
Кикиндский канал (Kikindski kanal) 50.3 км. Судоходный 32.0 км. 18.3 км. Не судоходный.
Река Златица (Zlatica). 35.0 км. Несудоходна.
Река Тамиш (Tamiš) 116.8 км. 113.8 км. Несудоходна. Судоходна 3,0 км.
Канал Karašac 5.8 км. Не судоходен.
Река Брзава (Brzava). 19. 9 км. Не судоходна.
Река Моравица(Moravica). 17.4 км. Не судоходна.
Река Ройга (Rojga). 12.6 км. Не судоходна.
# Итого. Регион Банат (Banat). Общая протяжённость каналов— 508.2 км. Из них судоходны 248.3 км. каналов, а несудоходны 259.9 км. каналов.
# Общая протяжённость гидросистемы Дунай –Тиса–Дунай составляет 929.0 км.
Из них 603.7 км. каналов судоходны, а 325.5 км. несудоходны.
Канал Дунай -Тиса -Дунай. Село Руменка.
Наиболее известные гидротехнические сооружения гидросистемы.
— Шлюз в Бездане — первое сооружение в Европе где применялось подводное бетонирование. Он расположен в месте слияния сегодняшнего канала Врбас-Бездан и реки Дунай. Строительство шлюза было завершено в 1856 году, а организатором, проектировщиком и подрядчиком был военный инженер Джоанес Михалик. Шлюз Бездан является основным водозаборным шлюзом участка Бачка гидросистемы ДТД. Шлюз используется для перекачивания воды из Дуная в ДТД ТС с пропускной способностью до 60 м3 / сек. Строительство нового шлюза на месте старого, построенного в 1856г.началось в 1958 году и было завершено в 1960 году. Со временем канал обмелел, и плавание стало затруднительным. После распада Югославии шлюз в Бездане практически не работал. Спустя три десятилетия корабли снова могут проходить через Безданский шлюз, который был реконструирован в рамках трансграничного проекта BABEKA. Открыт для судоходства 25 сентября 2020года. Находится Безданский шлюз в 200 метрах от автомобильной трассы Е-662, которая соединяет Бездан и хорватский посёлок Батина.
Шлюз в Бездане. Плотина на реке Тиса возле города Нови Бечей.
—Плотина на реке Тиса возле Нови Бечей (63 км реки Тиса). Плотина на реке Тиса около города Нови Бечей является крупнейшим сооружением гидросистемы Дунай-Тиса-Дунай, которая обеспечивает гравитационный приток воды в сеть основных каналов в Банате, для орошения больших сельскохозяйственных территорий, а также для водоснабженияпредприятий и других потребителей. Плотина находится на профиле реки Тиса на 63 км., примерно в 2,5 км ниже по течению от г.Нови Бечей. В состав плотины, имеющей 7 переливных полей, есть также судовой шлюз и автомобильный мост через плотину. Плотина перекрывает русловсей реки Тиса. В случае увеличения расхода реки уровень воды в Тисе регулируется при помощи гидромеханического оборудования. Корабельный шлюз расположен на левом берегу реки Тиса, непосредственно рядом с плотиной, и его задача — позволить водному водному транспорту двигаться в обоих направлениях. Конструкция судового шлюза состоит из камеры, верхнего и нижнего порога, а также переднего и нижнего форсунок. Автомобильный мост Автомобильный мост предназначен для ранспортного сообщения между Банатом и Бачкой. Плотина на Тисе была завершена в 1977 году.
Основные шлюзы гидросистемы ДТД. Указаны названия шлюза и на каком канале или реке они находятся.
Шлюз Бечей (Bečej). Канал Бечей-Богоево (Bečej-Bogojevo).
Шлюз Кучура (Kucura). Канал Бечей- Богоево (Bečej- Bogojevo).
Шлюз Богоево (Bogojevo). Канал Бечей –Богоево (Bečej-Bogojevo)
Шлюз Нови Сад (Novi Sad). Канал Нови-Сад-Савино Село (Novi Sad-Savino Selo).
Шлюз Сербский Милетич (Srpski Miletić). Канал Оджацы-Сомбор (Odžaci-Sombor).
Шлюз Сомбор (Sombor). Канал Оджацы –Сомбор (Odžaci- Sombor).
Шлюз Кайтасово (Kajtasovo). Канал Банатска Паланка – Новый Бечей (Banatska Palanka – Novi Bečej).
Шлюз Ботош (Botoš). Канал Банатска Паланка – Новый Бечей (Banatska Palanka – Novi Bečej).
Шлюз Новый бечей (Novi Bečej). Канал Банатска Паланка – Новый Бечей (Banatska Palanka – Novi Bečej).
Шлюз Стайчево (Stajićevo). Канал Стайчево (Stajićevo). Канал Бечей (Begej).
Шлюз на плотине Тисы (Brana na Tisi). Река Тиса (Tisa).
Шлюз Клек (Klek). Канал Бечей (Begej).
—Рыбалка на каналах. Созданные руками человека каналы предназначены в первую очередь для транспортировки воды, осушения или орошения прилегающих земель. Большинство представляют собой своего рода экосистемы, очень похожие, а иногда даже идентичные тем, что характерны для низинных рек с медленным течением. Хотя каналы были построены для совершенно другой цели, со временем они стали ценными местами обитания рыб и привлекательными рыболовными угодьями. Вода каналов богата органическими ингредиентами, которые попадают в нее путем вымывания с прилегающих пахотных земель. Это создаёт подходящие условия для развития водной и прибрежной растительности, которая весной сильно разрастается вдоль канала, а в более теплый период года покрывает всю его поверхность. Растительность нередко разрастается настолько, что делает навигацию невозможной. Наиболее распространенная растительность, развивающаяся вдоль побережья, — это тростник, кувшинки и водные растения, которые вместе образуют подходящую зону для нереста рыб.
На берегу небольших рек, питающих каналы, находятся «викендицы». Вышел утром на веранду с удочкой- лови рыбу.
Популяция рыб в каналах представлена видами, которыми каналы были искусственно зарыблены, а также видами, мигрировавшими из рек, прудов и озёр, из которых в каналы отводят воду. В каналах водятся сазан, лещ, красноперка, судак, толстолобик, сазан, линь, щука, окунь, сом, белый амур и толстолобик. Нерестится рыба в местах не глубже 50 см. Сразу вдоль берега есть мелководная зона, где берег спускается под относительно небольшим углом, прежде чем внезапно «обрывается» на глубину. Из-за благоприятного уровня воды эта зона также становится инкубатором, но в основном это место, где рыба обычно остается дольше всего, некоторые виды почти круглый год (за исключением зимних месяцев). Карп, линь и крупные экземпляры некоторых видов белой рыбы покидают эту зону ночью, чтобы кормиться на дне канала. В самый жаркий период годаднем крупные рыбы уходят в более холодные и более глубокие слои воды, а ночью подходят ближе к берегу, чтобы покормиться. Стаи мелких рыб и молодь живут на прибрежных зарослях, где находят пищу, но также и укрытие от хищников.
Рыболовство представлено как в коммерческом и спортивном виде. Спортивная рыбалка на каналах существляется многочисленными ассоциациями спортивных рыболовов и значительно отличается от коммерческого рыболовства. Широко развито прудовое рыболовство, или как их называют в Сербии «рибняки». «Рибняки» часто расположены рядом с каналами гидросистемы. В прудах наиболее часто выращивают карпа. Самые популярные рыболовные места на Дунае расположены прежде всего в общинах Апатин, Сомбор и Бачка-Паланка.
—Туризм и отдых. Благодаря строительству гидросистемы на севере Сербии начал активно развиваться туризм. Например, Бела Црква даже получила титул «сербской Венеции». Уже в самом начале канала – у сёл Бездан и Бачки Моноштор находятся самые популярные в Воеводине рыболовные места. Это рай для яхтсменов, рыболовов и любителей природы. А водное путешествие по многочисленным каналам ДТД – одно из самых интересных «летних приключений» жителей и гостей Сербии.
Вечерний закат. Канал Дунай-Тиса-Дунай у города Новый Бечей.
Ещё во время завершения строительства отдельных частей гидросистемы ДТД началось использование основной сети каналов для спорта, отдыха и туризма. После завершения строительства в 1978 г. основной сети каналов ДТД он в основном используется для спортивной рыбалки, водно-моторного спорта, парусного спорта, плавания, водных прогулок, экскурсий. Рядом с каналом построены поселки (викендицы) выходного дня, а в некоторых местах есть центры отдыха, где есть рестораны и кафаны. Правда нет значительных водных объектов для проведения соревнований на воде. Помимо природы, зелени и воды, территория вокруг канала предоставляет возможности для развития ряда различных территорий, исторических, культурных памятников, охраняемых заповедников и многого другого. В основной сети каналов в большей степени присутствуют спортивная рыбалка, охота, отдых у канала, плавание, прогулки, экскурсии и тому подобное.
Дунай является самой популярной рекой в мире, когда речь идет о речных круизах. Путешествие по Дунаю осуществляется в дневное время, вечером суда причаливают в портах Нови-Сада или Белграда, где туристам предоставляют дополнительные экскурсионные услуги. Ежегодно через Белград проходит около 400 туристических кораблей и 50000 туристов посещают сербскую столицу. В Белграде корабли останавливаются в международном пассажирском терминале на реке Сава, рядом с крепостью Калемегдан. К 2020 году водный туризм должен стать одним из основных в мире. Его центрами в Сербии будут Нови Сад и Белград. В Апатине в 2008 году уже была построена современная пристань на 400 мест с необходимой инфраструктурой. Но для полноценного обслуживания туристов и яхтсменов на Дунае требуется построить ещё три крупных туристических комплекса.
—Водно-моторный и парусный спорт на каналах. Общая протяженность судоходных каналов основной сети каналов составляет около 600 км. По ним можно плавать морским и речным судам грузоподъемностью от 200 до 1000 тонн. На берегах каналов, в городах и селах, через которые проходят эти каналы, есть контрольно-пропускные пункты, через которые осуществляется движение судов и портовая деятельность. В некоторых портах есть складские помещения и погрузочно-разгрузочное оборудование. До 1979 года объем грузовых перевозок постоянно увеличивался, а затем стал уменьшаться. Речной транспорт требует значительных инвестиций и более длительного периода ввода в эксплуатацию гидротехнических объектов, то есть долгосрочного планирования развития этого вида деятельности.
Спустя 25 лет, 25 сентября 2020 года, через шлюз в Бездане прошли первые суда.
Каналы Воеводины становятся все более привлекательными для туристов, но до сих пор нет хороших карт и путеводителей. Сегодня каналы Воеводины имеют четыре действующих входа для яхт и катеров, следующих по Дунаю, что делает их неотъемлемой частью большой европейской навигационной системы. Это Бездан, Богоево, Нови Сад и Банатска Паланка. Первый вход расположен рядом с посёлком Бездан, откуда начинается канал Врбас-Бездан. Второй вход расположен недалеко от посёлка Богоево, где заканчивается главный канал Бечей-Богоево. В самом устье канала в Дунае находится Богоевский шлюз, который может принимать большие яхты и туристические катера. Третий вход находится в Нови Саде, откуда начинается канал Нови Сад-Савино Село. Четвёртый вход находится в районе рыбацкой деревни Старая Паланка на Дунае, откуда начинается самый длинный канал в Воеводине Банатска Паланка – Новый Бечей, протяженностью 147,3 км.
Река Тиса с ее потенциалом представляет собой перспективное пространство для развития водного туризма в Воеводине. Принимая во внимание текущие тенденции внутреннего и международного туристического спроса в области водного туризма, необходимо это пространство обустраивать в соответствии со стандартами ЕС. Возможны два основных мотива плавания по Тисе и каналам: транзит через сербские воды и прибытие в сербские воды для краткосрочных или дллительных остановок. Для увеличения количества речных и морских туристов, воды, необходимы серьезные мероприятия по обустройству реки Тиса и ее береговой линии, и в первую очередь строительство соответствующих приемных сооружений. Наиболее интересной категорией приемных сооружений с точки зрения международного спроса являются марины, а с точки зрения текущего и прогнозируемого внутреннего спроса — морские якорные стоянки и причалы. Дело в том, что на первом этапе развития морского туризма на Тисе большинство пользователей будут внутренними туристами.
—Регата «Воды Воеводины». Для энтузиастов парусного спорта 600 км судоходных каналов в пределах гидросистемы Дунай-Тиса-Дунай (HS DTD) являются идеальным местом. Спокойная вода, достаточная глубина и возможность насладиться красотами нетронутой природы во время плавания по каналам — все это станет интересным приключением. Под лозунгом «Плывем вместе» компания «Воды Воеводины» с 2009 года организует регаты по случаю Международного дня Дуная, чтобы таким образом продвигать судоходный потенциал Воеводины. С одной стороны, цель состоит в том, чтобы побудить яхтсменов-любителей плавать по каналам, не опасаясь пройти через шлюзы, а с другой стороны, побудить местные органы власти к пониманию и осознанию потенциала, который имеет речной и морской туризм. Таким образом достигается одна из долгосрочных целей компании — создание устойчивых водных ресурсов. Регата, получившая в народе название «круиз по равнинам», нашла большую поддержку не только со стороны яхтсменов, но и широкой публики. Регата «Воды Воеводины» превратилась в одно из крупных многодневных плаваний в нашей стране. Помимо сербских яхтсменов, в регате участвуют яхтсмены из Хорватии, Словении, Австрии, Венгрии, Нидерландов и Франции.
Основная цель мероприятия — популяризация водных путей Воеводины, в первую очередь канала Дунай-Тиса-Дунай. За12 дней регаты участники преодолели в общей сложности около 450 километров водного пути. Круиз по равнине начался из Нови-Сада, через Старе-Бановце, Панчево, Ковин, Банатска-Паланка, Влайковац, Зренянин, Нови-Бечей, Србобран и Деспотово, и в конце рейса регаты отправились в столицу. снова из Воеводины. В Австрии у меня есть много друзей и коллег, которым это нравится и которые будут участвовать, с условием, что им будет предложено другое содержание, помимо парусного спорта. Что наверняка заинтересует людей, так это эта нетронутая природа. Люди, которые занимаются парусным спортом, являются энтузиастами, и им необходима развитая инфраструктура для заправки, стоянки, отдыха и в случае необходимости ремонта судов.
Одиннадцатая регата «Вода Воеводины» в 2019 году проходила с 21 по 30 июня и имела международный знак, учитывая, что заявки подали участники из Словении, Хорватии, Австрии и Нидерландов. Среди сербских спортсменов большинство были из Нови-Сада и Белграда. Были также любители парусного спорта из Нови Бечей, Сомбора, Сенты. Регата охватила 250 километров плавания по каналам Бачка и Дунаю по кольцевому маршруту Нови-Сад-Бачки-Петровац-Руски-Крстур-Српски-Милетич-Сомбор-Пригревица-Дорослово-Каравуково-Бачко-Ново-Село-Нови-Сад.
Стоянка в Панчево. Стоянка в Бечее.
Десятая регата «Вода Воеводины». 2018г. После десяти дней плавания по Дунаю, Тисе, каналам Банат и Бачка завершилась десятая, юбилейная регата «Воды Воеводины», которая длилась с 22 июня по 1 июля 2018 года. В этом году в морском приключении по круговому маршруту Нови-Сад-Титель-Зренянин-Клек-Нови-Бечей-Бецей-Србобран-Кульпин-Нови-Сад приняли участие более восьмидесяти судов с примерно 240 членами экипажа. В этом году к нашим морякам присоединились моряки из Хорватии, Словении, Австрии, Нидерландов и Франции. Среди участников было около сорока детей школьного и дошкольного возраста.
Сергей Тюриков.