Русские соколы в королевстве Югославия

«Сокол» — молодёжное спортивное движение, возникшее в Праге в 1862 году Мирославом Тыршем. Его особенностью была общественно-политическая составляющая, основанная на идеях национализма и панславянизма. Ещё в XIX веке пропагандисты «Сокола» отправлялись в славянские регионы Австро-Венгерской империи, где создавали местные организации. А уже после крушении империи Габсбургов, в 1929 году, появилась организация «Сокол Королевства Югославии» («Соко Краљевине Југославије»).

Фактически за первые полвека своего существования сокольство «опутало» все славянские народы. Оно обосновалось в Польше, Воеводине, Хорватии, Болгарии, Сербии и Словении, там, кстати, впервые получив наименование «Сокол», которое и вошло в историю. Сокольские организации существовали даже среди лужицких сербов.


Первое русское общество с официально принятой сокольской идеологией возникло в 1900 году в Тифлисе и впоследствии охватило всю империю, прекратив  уже после прихода к власти большевиков, в 1923 году. Таким образом, хранителями русских сокольских традиций остались организации, созданные русскими эмигрантами в Китае, Чехословакии, Болгарии, Латвии, США и Франции.

В январе 1924 года был учреждён Краевой «Союз Русского Сокола» и в Югославии. Главную роль в нём играло земунское отделение. Центр русского сокольства в Югославии был перенесён сюда из Любляны старостой, генерал-майором В.Н. Полянским, в прошлом преподавателем Николаевской инженерной академии. Его заместителями были Р.К. Дрейлинг и А.А. Земляницын.

Краевой «Союз Русского Сокола» (СРС) в Королевстве СХС/Югославии был вторым сокольским движением Русского Зарубежья по своей численности и влиянию.
Многочисленные статьи в «Путях русского сокольства» показывают, что «соколы» черпали свои политические идеалы в прошлом. Они верили, что возрождение России невозможно без возрождения имперской государственности, при которой все народы будут объединены в единую русскую нацию под скипетром русского монарха. Неудивительно, что «соколы» не только Октябрьскую, но и Февральскую революцию считали трагедией, нарушившей естественный ход исторического развития России.

Русские «соколы» имели единую форму, знаки отличия, значки, награды, некоторые общества имели собственное знамя, обязательным элементов которого был черный траурный креп в память о покинутой России. Униформа «соколов» была регламентирована положением «О русской сокольской форме одежды», принятом на VIII съезде СРС от 23 июня 1937 года. К концу 1930-х годов можно говорить о двух тенденциях, охарактеризовавших русские военно-патриотические молодёжные организации в Югославии: одна часть превращалась в национальные военизированные формирования, а другая — в исключительно спортивные и культурно- просветительские объединения, отвергающие процесс излишней политизации. Вторая мировая война разделила их окончательно…