Нож
Картина Мирослава Лекича «Нож» — один из самых пронзительных фильмов, когда-либо созданных в Югославии. Он снят по одноимённый роману Вука Драшковича, в основе которого лежат реальные события. Но сценаристы Слободан Стоянович и Игорь Бойович взглянули на историю религиозной вражды двух семей несколько иначе, «дописав» её уже исходя из событий конца 90-х годов прошлого столетия.
Зрительский интерес к картине был просто невероятен. Только за первые четыре дня проката её посмотрело 100 тысяч зрителей – для Югославии того времени это огромные цифры. На четвёртый день после премьеры начались НАТО-вские бомбардировки. Показ пришлось прервать на некоторое время. Тем не менее, за несколько месяцев «Нож» увидело больше 650 тысяч человек.
На момент выхода в 1999 году это был самый дорогой фильм югославского кинематографа. Сказать, что он сделан добротно, значит не сказать ничего. Съёмочной площадкой стали окрестности Призрена, Билечи, Гацки, Требинья и Белграда. В это трудно поверить, но зимние сцены снимали на сорокоградусной жаре, используя вместо снега 60 тонн соли.
Благодаря таланту оператора Велько Деспотовича боснийские пейзажи и улочки Сараево надолго остаются в памяти. Музыка Томы Бабовича и Александра Милича — не просто фон, а достойное отдельного упоминания произведение, трагическое и мощное. Что же касается актёрского состава, то он поистине звёздный: Велимир Бата Живоинович, Александр Берчек, Драган Николич, Никола Койо, Борис Миливоевич, Светозар Цветкович…
В 1999 году картина получила четыре главных приза на кинофестивале в Нише и была удостоена второй награды на Фестивале киносценариев в Врнячкой Бане. А 28 декабря 2016 года «Нож» вошёл в список ста сербских художественных фильмов 1911-1999 гг., признанных Культурным достоянием большой важности. Ни одной зарубежной награды создатели фильма не дождались. Но удивляться не стоит – их работа абсолютно не вписывалась в идеологические рамки ни европейских, ни заокеанских политиков.
В то время как боснийцы-мусульмане были официально объявлены жертвами, а сербы – преступниками, создатели картины заявили: не всё так просто, не всё так однозначно на земле крови и мёда, где, по образному выражению одного из героев, семьи носят на одной ноге сербский, а на другой – мусульманский ботинок, и каждый из них оставляет кровавые следы.
«Кто свои, кто чужие? Кто первый начал? Кто убийца, а кто мститель?» — спрашивает ходжа Халил «Сиктер» Эфенди, отказавшийся принять из рук усташского убийцы «символ новой Боснии» — нож.
Действительно, кто, если Илия Югович, ребёнком увезённый в Стамбул как янычар, вернулся на родину уже Алией Османовичем и построил мечеть для своей семьи и церковь для родителей. А родное село его распалось на две части – Османовичи и Юговичи? Неужели «нужно плюнуть на свою веру и быть тем, кем не являешься»? Или всё же «мы те, кто мы есть», и если «отвернёмся от сербских корней, то отречёмся и от корней мусульманских, а значит и предадим веру в Аллаха»?
Объяснение между ходжой Халилом (Александр Берчек) и потомком того самого янычара, пытающимся отыскать своего брата Селима, увезённого когда-то четниками — одна из самых сильных сцен в фильме.
Не менее цепляет за душу и линия Атифа Тановича, мусульманского юноши, которого усташи заставили убить серба Джордже Виленяка. Этот грех его мучает долгие годы, пока рядом под видом слуги не появляется Милан – племянник убитого Джордже, отыскавший Атифа ради мести. И здесь Атиф-ага совершает главный поступок своей жизни: он сам нажимает на курок пистолета, чтобы спасти душу юного Милана. Ведь кровная месть – это тупик, из которого нет и не может быть выхода. Кто-то должен оборвать кровавую цепочку.
И ещё одна мысль красной нитью проходит в картине: любой народ может стать и гонимым, и гонителем – исключений нет. Разглагольствующий о сербской силе «от России до Котора» Любо Никшичанин (Воин Четкович) не менее отвратителен, чем усташский «заповедник» (Горан Султанович).
Итак
…Босния,1942 год. В канун Рождества семья Османовичей полностью вырезает сербскую семью Юговичей, оставив в живых лишь новорожденного Илью. Его отдают на воспитание Рабии (Лиляна Благоевич), муж которой был убит в ночь расправы. Женщина должна вырастить мальчика правоверным мусульманином, ненавидящим всё сербское. Рабия чудом спасается на чердаке во время ответного нападения четников. Но те увозят с собой её сына Селима, приняв его за похищенного Илью. Повзрослевший Илья-Алия (Жарко Лаушевич) приезжает на учёбу в Сараево, где влюбляется в сербскую девушку Милицу (Бояна Малевич). Против этого романа восстают родные с обеих сторон. Чтобы хоть как-то примириться с матерью, Алия решает найти своего пропавшего брата Селима. Юноша даже представить себе не может, к каким трагическим последствиям это приведёт…
Вера Соколова
Посмотреть или скачать фильм с русскими субтитрами можно здесь.