Там, где Волга впадает в Саву…

Югославский комикс родился в Белграде и его отцом-основателем стал еще один русский художник — Юрий Лобачев.

Юрий (Георгий) Павлович Лобачев, Джордже Стрип. Именно так — Джордже — звучит по-сербски русское имя Юрий, а слово стрип — это по-сербски комикс и…прозвище Юрия Лобачева – русского эмигранта, который нарисовал в 1935 годупервый югославский авторский рисованный роман. Он назывался «Кровавое наследство» и появился в номере газеты «Политика» за 23 марта 1935 года, а уже 10 апреля 1935 года в Югославии начинает выходить специализированный комикс-журнал под названием- «Стрип».Русский мальчик Юра Лобачев родился..в

Албании в 1909 году. Впрочем, никакой такой Албании тогда и в помине не было (это сейчас в энциклопедиях стоит – Албания), а тогда был черногорский Скадр. У русского консула, несшего там службу — Павла Артемьевича Лобачева родился сын, которого он повез крестить в Цетине — древнюю (и нынешнюю) столицу Черногории, и ребенок при крещении получил имя – Джорже. Имя «Юрий» позже было записано чиновником русского посольства при переоформлении документов на ребенка.

В детстве ребенок поездил по пыльным и неспокойным Балканам — в Косовской Митровице он научился сидеть, в Салониках — ходить, на Кипре – говорить. Время было такое – балканские войны. Потом семья вернулась в спокойный тогда еще Петербург и…оказалось, что ненадолго. Петербург перестал быть спокойным настолько, что в 1920 году семья бывшего консула, ставшего «буржуазным элементом», вернулась на знакомые и близкие им Балканы.

В 1934 году Лобачев увидел новшество под названием «рисованный роман» …и влюбился: «Должен сказать, что я даже не знал, что такое комикс, когда начинал. Я был студентом и был страстновлюблен в свою будущую жену. Она в это время жила в городке Кикинда и мои письма – или их большинство — были по сути комиксы. Но думаю, что главной датой для меня будет 21 октября 1934 года, тогда на одном листе «Политики» вышел комикс Алекса Реймонда и Дэшилла Хэммета «Тайного агента Икс-9» и…это была любовь с первого взгляда. Я понял, что то, что я рисовал Лизе называется комикс и я это могу делать. Мой друг Вадим Курганский был хорошим «литератором» и мы договорились — будем рисовать комикс! Детективный комикс, полный невероятных событий. А место действия его – Югославия. Так родилось «Кровавое наследство».

Всю литературу своего петербургского детства (некоторые книги еще даже не были переведены на сербский) он превращает в серию рисунков: «Дети капитана Гранта» (Деца капетана Гранта) по роману Жюла Верна, «Барон Мюнхгаузен» по историям Рапэ, «Волшебник из Оза» (Чаробњак из Оза) по серии Ф.Баума, «Царский курьер» (Царев гласник ) по роману Жюль Верна, «Михаил Строгов. Москва — Иркутск». Особенно удавались Лобачёву рисованные романы по сказкам: именно он будет автором необычной стихотворной истории «Золушка» (Пепељуга), именно он создаст чудесные комиксы посербским сказкам и эпическим песням «Баш-Челик», «Женитьба царя Душанa», «Башня ни на небе, ни на земле» (Чардак ни на небу ни на земљи), «Конец града Пирлитора» (Пропаст града Пирлитора), «Биберче», и в конце жизни, будучи уже легендой комикса, опять вернется к сказкам, создав альбом «Сказки» Пушкина — и это будет лишь небольшая часть названий из творческого наследия Лобачева.

Юрий Лобачев также является и зачинателем авторского романа. Его «Принцесса Ру» добралась и до Парижа: в 1939 году журнал «Aventures» публиковал серии из этого романа, переименовав его в «Princess Thanit». Популярность Лобачева привела к его необычайной востребованности: он сотрудничал со всеми специализированными журналами тогдашней Югославии, но успевал и работать в качестве иллюстратора, иллюстрируя учебники и изданияочень популярной в то время серии детских книг «Золотая книга» (Златна књига). Для учебника третьего класса начальной школы он не только делает рисунки, но и создает ребусы, а также включает в книгу учебный комикс о первом сербском просветителе святом Савве (Растко Неманиче), и тем самым становится и первым автором образовательного комикса на Балканах.

В 1949 году, из Югославии, которую трясла лихорадка Информбюро, Лобачев вынужден был бежать: он никак не желал отказаться от советского гражданства, полученное им после войны. Сначала он поселился с семьей в Румынии, где под псевдонимами «Ю. Новак», «Ж. Пауло», «Jurascu» рисовал для газет карикатуры, иллюстрировал книги, а после смерти Сталина Лобачев с семьей покинул Румынию и переехал в Россию, в Ленинград.

В Советском Союзе Лобачев также занимается иллюстрацией — иллюстрирует многочисленные переводы югославских книг и…рисует комиксы для французского агентства «Бонарт», передавая их через своих югославских знакомых: так французы познакомились с Данило-мастером и каменным цветком, с аленьким цветочком, с царевной Несмеяной. А с середины 60-х годов он опять активно сотрудничает с Югославией. С 1965 по 1967 гг. в журнале «Политикин забавник» выходит пять новых романов, включая и самый известный — «Гайдук Велько».

До конца своих дней Лобачёв сотрудничает с комикс-журналом «Детские новости» (Дећје новине) и с журналом «Пегас». И его тоже не забывают: он получает Гран-при 2-го Салона югославского комикса в Винковци115 в 1985 году и премию Максим 1-го салона комиксов в Заечаре в 1996 году.

Умер Лобачёв уже в двадцать первом веке — в 2002 году в возрасте 94 лет (последний комикс нарисовал в 93 года!) в Петербурге. Уже — в Петербурге. На Дунае его, впрочем тоже не забыли: сейчас в Белграде работает школа комикса, которая носит имя «Джордже Лобачев» (открылась еще при жизни Лобачева в 1996 году). А одна из улиц города носит его имя – улица Джордже Лобачева, и это первая в мире улица, носящая имя художника комиксов.

Ирина Антанасиевич, «Русский комикс королевства Югославия».