Белградский свидетель Аца Симич

Большинство фотографий старого Белграда, которые мы каждый день видим в Интернете или на выставках, снял столичный репортёр – Александр Аца Симич (1898-1971).

Рассказы о его начинаниях почти столетней давности, снимках, сделанных с риском для жизни, борьбе за то, чтобы фотографов признали деятелями искусства, любви к игре на скрипке, участии в Первой мировой войне, пребывании в лагере Баница создают просто невероятный портрет этого удивительного человека.

Его жизнь достойна романа, в котором счастье обильно перемешано с невзгодами. В 1915 году семнадцатилетним мальчиком Аца Симич пережил албанскую голгофу, за что был награждён памятной медалью. После войны он учился в Национальной школе декоративного искусства в Париже и получил высшее образование в области архитектуры. Аца вернулся в Белград из-за смерти матери и в 1933 году встретил здесь любовь всей своей жизни. Произошло это в фотоателье Светозара Грдияна, ставшего впоследствии крёстным отцом его детей.

Симичи скромно жили на Палмотичевой улице. С приходом к власти Тито они в одночасье потеряли всё. Главу семьи объявили врагом государства за сделанные когда-то фотографии короля. Семье пришлось спешно покинуть свой дом. Сам Аца три месяца провёл в заключении и был приговорён к расстрелу. Смерти избежал чудом – его спас будущий вице-президент СФРЮ Александр Ранкович, сумевший убедить товарищей по партии, что фотограф не был монархистом, а просто делал свою работу.

Вообще, Аца Симич действительно начал писать фотоисторию Белграда 21 ноября 1921 года снимком улицы перед Соборной церковью, сделанным для столичной газеты. На нём видно, как король Александр Первый Караджорджевич входит в здание Митрополии, чтобы встретиться с патриархом Димитрием. Это был первый снимок монарха после его вступления на престол, последовавшим за смертью Петра Первого.

Тематический диапазон фоторабот Симича был очень широк: от эксклюзивных политических событий, до футбольного матча. Он снимал уличные происшествия, наводнения на Дорчоле, бомбёжки, звёздных гостей столицы типа Луи Армстронга, Дэнни Кея, Лоуренса Оливье… Так что можно с уверенностью утверждать, что Симич подробно зафиксировал всю историю Белграда между двумя мировыми войнами.

Александр был своеобразным свидетелем города, любопытным наблюдателем повседневной жизни людей разных профессий. Любая его фотография, независимо от тематики, — это логическая композиция, которая одновременно показывает и спонтанность момента, и наличие предыдущего плана, идеи, съёмки… Так снимают только величайшие фотографы.

Аца Симич слыл человеком, который никогда ни с кем не ссорился, был замкнут, обожал одиночество. Ради удачного снимка был способен на всё: однажды залез на строительные леса, чтобы лучше увековечить возведение моста Саввы. На своём мотоцикле с коляской он колесил по Белграду, в поисках мгновений, которые может остановить и сохранить для потомков.

Ещё одной огромной страстью фотографа были кони. На белградском ипподроме даже существовала его личная ложа. Как-то, желая сделать фотографию проносящегося коня, Симич заработал удар копытом, зато успел ухватить момент, когда скакун буквально парил в воздухе.

Фотоработы Ацы Симича с удовольствием публиковали «Иллюстрированный лист», «Комедия», «Спорт», «Новое Время», «Дуга», «Политика», «Борьба» и другие издания. Удивительно, но он успел поработать даже на радио – таких разносторонних талантов был человек. На пенсию Симич вышел в 1960 году, будучи признанным мастером. До самой смерти он передавал богатый опыт молодым коллегам. Они, по его мнению, должны были запомнить главное: единственно правильным в профессии фотографа является понимание непрерывности процесса рождения снимка. Выбор объекта, условия и техника съёмки, проявка плёнки, печать негатива и позитива должен выполнять сам фотограф. Иначе это просто любительство.

Вера Соколова

По материалам сербского Интернета, в том числе.