«Скупщики перьев»

Вы не поверите, но когда Эмир Неманьевич Кустурица еще ходил в школу и клянчил у родителей фотаппарат «Смена», в Югославии уже умели снимать хорошее кино. О цыганах и домашней птице.
Вы не увидите здесь фантазийных декораций и неуместного грима — только натура, только хардкор аутентика.
Вы не услышите здесь разухабисто-декоративных балканских оркестров — только подлинные цыганские мелодии и сербское духовное пение.
Вы не оцените этот фильм по достоинству, если не умеете смеяться сквозь слезы.
Итак, «Скупщики перьев» режиссера Александра»Саши»Петровича.
Для начала — самопальный маленький ролик (всего 1:20).

Про что кино? Югославия, регион Воеводина в Сербии, 1960-е. Два цыгана — Боро и Мирта скупают перья (для перин) у населения. Боро — редкий раздолбай, да и Мирта недалеко ушел, зато у него подрастает падчерица-красавица, Тиса. А Боро на девушку глаз положил, несмотря на то, что дома у него полный комплект — жена с трубкой в зубах, кучка сопливых цыганят и телевизор трудной судьбы. «Спрячь за высоким забором девчонку — выкраду вместе с забором» — подумал Боро и увел уже замужнюю, но еще не венчаную Тису под венец. У Мирты в то же время были свои планы и на Тису, и на скупку перьев в регионе. А юная Тиса, наслушавшись россказней местечковой шансоньетки, этакой Кармен с пластмассовым цветком в вороной гриве, мечтает о Белграде и карьере певицы…

Почему смотреть? Редкое ощущение подлинности происходящего. Да, сюжет не ахти и финал предсказуем, но где вы еще увидите цыганскую свадьбу и мадьярские похороны в одном фильме? Лучшая роль Бекима Фехмиу (Боро) — большого актера с трагической судьбой. По маскулинности в «Скупщиках перьев» он превзошел Бельмондо, а по умильности (о, эти невинные глаза с детскими ресницами!) — Траволту в «Криминальном чтиве».

Эпизод, гда Боро разбивает стаканы, должен войти во все антологии мирового кинематографа — вроде ерунда, пьяный цыган буянит в кабаке, режется в кровь (а в голливудском кино народ убивают пачками, реки крови — и ничего!) — но больно, ах, как больно…. Режиссер А. Петрович рубит с плеча — ошеломляющие портретные планы непрофессиональных актеров, как в документальном кино, игра контрастов: белые гуси в непролазной грязи; сытые городские люди, наведывающиеся к цыганам за барахлишком; Тиса в линялом платочке и драном, с чужого плеча, пиджаке разглядывает глянцевые фотографии конкурса красоты; милиционеры при всем параде идут меж цыганских развалюх, ищут Боро — а тот, оставив табор утопать в грязюке, ушел в небо…

В эту грубую ткань повествования виртуозно вплетены тонкие лирические нити — прекрасна ключевая сцена фильма, где Боро выбрасывает перья из машины — это он не перья пустил по ветру, а свою пропащую жизнь. Иногда фильм критикуют за издевку над православной церковью — лично я, ничего, кроме почтения, не увидела. А вот иронии в адрес отдельных служителей культа хоть отбавляй — игуменья-выжига, а отец Пайо…»Оскара» б ему, за роль второго плана, особенно за сцену венчания, обхохочешься.

Отдельным достоинством фильма является музыка, точнее, ее отсутствие — нет специально написанного саундтрека, а вот цыганские песни, исполненные Оливерой Катариной (певица Ленча) давно уже стали классикой жанра. Номинации на «Золотой глобус» и «Оскар»(за лучший фильм на иностранном языке), награда Каннского фестиваля.

Аналоги? «Время цыган», «Черная кошка, белый кот» (если посмотрите «Скупщиков», то поймете, насколько беспомощен и вторичен Кустурица), «Табор уходит в небо», «Мальчики» В. Германики (документальный, жесть).

Фильм снимали в разных городах и селах Сербии. Ресторан, где поет красотка Оливера Катарина, и где Боро бил стаканы, снимали в кафане «Крагуевац» в г. Панчево.

kafa_i_cigarete  Источник

Посмотреть фильм на русском можно здесь.