К юбилею Ирины Алфёровой
Сегодня народная артистка РФ Ирина Ивановна Алфёрова отмечает юбилей. Благодарные зрители, безусловно, вспомнят немало прекрасных ролей, сыгранных этой талантливой и необычайно красивой актрисой. Среди прославивших её фильмов есть и югославская картина «Любовные письма с подтекстом» (Ljubavna pisma s predumisljajem) режиссёра Звонимира Берковича. В ней Ирина Алфёрова сыграла главную героиню — Мелиту. «Письма» были признаны лучшим фильмом СФРЮ 1985 года.
Режиссёр долго искал актрису на главную роль. Как-то зайдя к своему другу, хорватскому сценаристу и кинокритику Иво Шкрабало, он увидел у того на столе журнал «Советский экран», на обложке которого была фотография Ирины Алфёровой. Это было идеальное попадание в образ! Беркович тут же отправился в Москву приглашать актрису на съёмки в Загребе. Ирина Алфёрова дала своё согласие сразу, и всегда высоко ценила этот фильм.
…Загадочная прекрасная Мелита каждый день приходит в больницу к мужу. Её визит — маленький праздник в палате, где лежит и профессор музыки Иван Косор. Заворожённый красотой этой женщины мужчина безнадёжно влюбляется в неё. Он начинает приходить к ней на работу, чтобы полюбоваться Мелитой хотя бы издали, и пишет ей робкие, но трогательные анонимные письма…
Этот почти незамеченный советским зрителем фильм был одним из самых важных в творческой биографии Ирины Алферовой. Вот отрывок из статьи, напечатанной в журнале «На экранах»:
«Наверное, немногие помнят югославский фильм «Любовные письма с подтекстом». Печальная «love story», изящно разыгранная в интерьерах больницы и аптеки, украшенная волшебной музыкой Моцарта и прекрасным ликом Ирины Алферовой. У этого фильма была не слишком счастливая прокатная судьба: одна копия на город, дневные сеансы… Хотя у себя на родине, в Югославии, «Любовные письма…» были признаны лучшим фильмом года. Главную роль, первоначально написанную для Катрин Денев, исполнила Ирина Алферова, получившая Специальный приз кинофестиваля в городе Пуле и награду югославского журнала «Свет».
Этот почти незамеченный зрителем фильм был одним из самых важных в творческой биографии Ирины Алфёровой. Именно он, а не «Хождение по мукам», как принято считать. Потому что в нем были идеально соблюдены все условия, при которых талант Алфёровой играет всеми своими гранями. Пусть её героиня совсем мало говорит — но как много говорят её глаза, её улыбка, её руки. Многословье было бы здесь излишним, скороговорка ей не к лицу. Звуки моцартовской «Волшебной флейты» «договаривают» за неё, и если душа может звучать — она звучит именно так. Камера, вместе с героями, откровенно любуется этим «гением чистой красоты». Кадры, в которых присутствует Она — закончены, как самостоятельное произведение искусства.».
Фильм был дублирован на русский язык, звукооператор дубляжа Лариса Маслова. К сожалению, в интернете его найти не удалось. Но вы можете познакомиться с картиной на языке оригинала здесь.