Црепая
Црепая находится в Южнобанатском округе и относится к общине Ковачица. Название села одни связывают с богатым семейством Цреповиц, другие – с глиняным сосудом «црепуля», очень популярным среди местных домохозяек. Как бы там ни было, но впервые оно встречается в письменных источниках датируемых началом семнадцатого столетия.
«Od toliko vojvođanskih sela, najlepša je ta Crepaja bela», — пели когда-то. Из стольких сёл Воеводины лучшее — белая Црепая. Всего в семнадцати километрах севернее Панчева был настоящий сельскохозяйственный рай. Равнина без болот или песка, плодороднейшая и щедрейшая земля – хочешь кукурузу сажай, хочешь стада паси. А ещё Црепая славилась своими тутовыми деревьями и ракией из шелковицы. «Лалы» црепайские, если верить тем же народным песням и пословицам, были красивы и сильны, работать и отдыхать умели, как говорится, на полную катушку. И не дай Бог было кому-нибудь задеть црепайца – драка была неминуема, причём на помощь тут же сбегались земляки «пострадавшего», в каком бы конце страны он ни находился.
Село было построено в форме квадрата, но с воздуха оно больше напоминает букву Ж, в центре которой стоит, как водится, церковь — Храм Успения Пресвятой Богородицы. Строился он долго,почти сорок лет — с 1822 по 1860 год, когда художник Йован Попович закончил работать над иконостасом. Кирпич, кстати, везли из самого Тимишоара – грандиозное было строительство. Как это ни смешно, но мы до церкви так и не добрались: когда наша «плюшка-опелюшка» въехала в село, разверзлися хляби небесные и началась первая в этом году гроза. Пришлось прятаться. Поэтому фотографии храма я позаимствовала в интернете.
Уже на пути в Црепаю, у самой дороги, можно увидеть вот такой каменный крест с рублёвской Троицей. Таких «кучиц» в Воеводине достаточно – они отмечают место, где находится колодец или бьёт из земли родник, так называемые Водицы. Питьевая вода в Панонском крае всегда считалась богатством. Кроме того, многие источники здесь обладают ещё и лечебными свойствами и их издавна считают чудотворными.
В самой Црепае такой был открыт в конце восемнадцатого столетия. Вода из него особенно помогала страдающим глазными болезнями. До сих пор местные жители пользуются этим источником, а рядом с ним ещё в 1828 году была построена церковь, посвящённая лекарям Козьме и Демьяну. При ней долгое время находился и «конак» — дом, где могли переночевать многочисленные паломники. Селяне утверждают, что эта вода никогда не портится. К сожалению, её минеральный и химический состав пока не изучен.
Зато сохранилась интересная легенда о постройке церкви. Жил в селе сто лет назад рачительный хозяин по имени Стеван Коларов. Как-то возвращался он с кукурузного поля и в том месте, где бьёт из земли чудесный родник, нашёл двух жеребят. Сколько ни расспрашивал Стеван, не знает ли кто хозяина, никто не откликнулся. Оставил их крестьянин у себя и не пожалел – из жеребят выросли кони красоты неописуемой: всё село ходило на них любоваться, а слава о Коларовых конях шагнула далеко за пределы Црепаи. Но на одной из ярмарок не удержался Стеван и продал красавцев за огромные деньги какому-то иностранцу.
Тут же начались у него дома неприятности: разболелись и стали погибать одна за другой коровы и лошади. Схватился хозяин за голову: что делать? Ни один человек не мог ему объяснить, что за болезнь постигла его стада. Взмолился он Богу, чтобы помог с бедой разобраться. В ту же ночь явились к нему во сне Святая Петка со Святыми Козьмой и Демьяном и объяснили, что не смел он чудо-коней продавать, что был это дар от Бога, и простит его Господь только в том случае, если построит Стеван церковь на том самом месте, где жеребят нашёл. Всё село помогало Стевану выполнить Божий наказ, и как только появились над родником Водицы, все несчастья сразу прекратились.
А коневодство, кстати, здесь всегда было в особом почёте. Не удивительно, что один из самых популярных местных праздников организует Конный клуб «Липицанер». Так что, если будете в Сербии на Пасху, наведайтесь на второй день «ускарса» в село – как раз попадёте на местную «фиякериаду».
История историей, а чем сейчас живёт Црепая? Да скорее не живёт, а выживает. Некогда огромное село косит белая чума. Сейчас здесь чуть больше четырёх тысяч жителей — по старым меркам цифра для Воеводины просто смешная. Всё меньше желающих заниматься крестьянским трудом. Говорят, не оправдаются ни пот, ни вложения, потому как продать плоды труда своего всё труднее. Выживают только крупные хозяева. На некогда плодородных землях разместилась дикая свалка, с которой местные жители борются уже несколько лет. Молодёжь стремится уехать в Панчево, Белград или податься на заработки в Венгрию, Австрию, Германию… Свадеб, которыми когда-то славилось село, всё меньше.
Вот и наши родственники, не чураясь никакой работы, живут отнюдь не в роскоши. Спасает только своё хозяйство, пенсия главы семейства и, о счастье, постоянная неплохо оплачиваемая работа, которую нашёл старший сын. Братьям Бояну и Срджану давно за тридцать, но они до сих пор не женаты, хотя парни крепкие, работящие и очень обаятельные – настоящие «лалы». Мало кто из девушек хочет сейчас жить на селе, даже в Воеводине.
На краю села – рыбное хозяйство, стараниями владельца превратившееся в любимое место отдыха селян.
Народ здесь вообще старается не унывать. У села есть свой сайт, свой фольклорный ансамбль, традиционные праздники – от сельской Славы до осеннего соревнования по сжиганию листвы. В местной «кафане» звучит живая музыка. Жизнь продолжается. К тому же – ВЕСНА!
Эта весёлая песня про «Бату из Баната» у меня в загашниках уже давно. А к этому посту очень уж она подходит. Во-первых, в ней упоминается Црепая:
Ja sam Bata iz Banata, Я Бата из Баната
iz Kovina mi je tata, Мой отец из Ковина
ujak Jova iz Opova. Дядя Йова из Опова
Kum sam Zlaje iz Crepaje, Я кум Злаи из Црепаи
imam strinu u Mokrinu, У меня есть тётка в Мокрине,
ali tebe nemam ja. Но тебя у меня нет.
А во-вторых, посмотрев клип, вы сами, друзья мои, убедитесь, как тяжело сейчас настоящему «лале» жениться!
Вера Соколова Источник