Компания «Планум». История, длиною в 70 лет

Строительное предприятие «Планум», Сербия (бывшая Югославия), было создано 14 января 1948 года указом Иосипа Броз Тито в качестве специализированного предприятия по строительству и реконструкции аэропортов, скоростных автомагистралей и других объектов инженерного строительства.

В послевоенные годы необходимо было  восстановить оборонную инфраструктуру – коммуникации, аэродромы, спецобъекты, в том числе подземные на которые были  направлены  лучшие силы, опытные кадры. Сразу после основания «Планум»  строил исключительно аэродромы для военных целей, а в середине 1950-х годов началось строительство первых крупных международных гражданских аэропортов: Белграда и Подгорицы. В 1960-х годах были построены гражданские аэропорты Риеки и Дубровника. С 1964 года коллектив «Планум», что в переводе с латыни обозначает «равнина», переносит свои знания и опыт и на гражданское строительство.  В тоже время было получено разрешение от властей производить работы по контрактам за рубежом. С момента своего создания «Планум»  построил 37 современных гражданских и военных аэропортов и 4 военных авиабазы.

Смотрите материал : «По следам подземных военных сооружений Югославии». Большая часть подземных командных пунктов, военно-воздушных и военно-морских баз, подземных заводов по производству оружия , о создании которых рассказывается в этом материале, была построена компанией «Планум». http://serbiaonline.ru/?p=32741

 

Югославы издавна ценились как строители. В Белграде отличных специалистов выпускали архитектурный и инженерно – строительный институты. Затем, крупные, стабильные фирмы, куда молодые конструкторы, мастера и прорабы поступали на работу, командировали их знакомиться с положением дел в отрасли в европейские страны. Ведь и тогда между предприятиями существовала серьезная конкуренция, в которой побеждали образование, организаторский талант, умение предложить высшее качество продукции за приемлемую цену.

В течение своей  семидесятилетней деятельности «Планум» выполнял работы по всей территории бывшей Югославии и на территории трех частей света: в Европе, Азии и Африке – не только как генеральный подрядчик, но и в роли генерального проектировщика. Название «Планум» уже стало брендом. За время существования фирмой были построены следующие крупные объекты: свыше 50 современных аэропортов местного, союзного и международного классов в Югославии, Сирии, Иордании, Замбии, Кувейте, Ираке, Анголе, Российской Федерации, Казахстане; военно-воздушные базы в Иордании, Кувейте. Ираке, Анголе; сотни километров скоростных автомагистралей и современных автомобильных дорог на территории бывшей Югославии, в Замбии, Сирии, Ираке, Анголе, Джибути; километры земляного полотна под железнодорожные пути, тоннели, крупные подземные убежища и значительное число подземных сооружений и резервуаров для нужд Вооруженных сил, плотины в Югославии, Иордании, Камбодже, Гвинее; многочисленные объекты городской инфраструктуры в Югославии, Замбии и Анголе.

Заработанная в области строительства аэропортов репутация компании «Планум», а также ее авторитет ведущей фирмы в этой области строительства на Балканах и в Европе дали путевку специалистам компании в Российскую Федерацию. Впервые «Планум» появился на территории Советского Союза в 1977-1978 гг.  Специалистов   компании пригласили сделать шахту лифта, подземный вестибюль и выход к морю для гостиничного комплекса «Ялта».  Работы продолжались в течение восьми месяцев, трудовой контракт был выполнен на отлично.

Советские и югославские инженеры и рабочие на строительстве корпуса курортного комплекса «Интурист» в Ялте. Апрель 1974.

Фото — Малишевский. Фотография со страницы Фейсбук «История Ялты (старая Ялта)»https://www.facebook.com/groups/oldyalta/?ref=group_header

Компанией «Планум» были основаны дочер­ние предприятия: в Анголе – «Анго-Планум» и на Кип­ре – «Планум (Кипр)», в Казахстане «Планум (Концерн)». В Российской Федерации «Планум» функционирует как компания «Планум (Кипр) Лтд.», имеющая лицензии на выполнение всех видов работ в области проектирования и строительства. В России действуют два филиала «Планум (Кипр) Лтд.»: в Кемерово и Анадыре (филиал «Анадырский»), который существует с 2001 года В России «Планум» работает с 1993 года, занимаясь в основном строительством и реконструкцией аэродромов.  Самой крупной проблемой в строительстве в Чукотском автономном округе является отсутствие железных и автомобильных дорог, соединяющих районы Чукотки с центральными районами страны и даже с другими районами на Чукотке. При этом водный транспорт ограничен на период навигации в течение лета.

Аэродромы и авиационные базы. Компания «Планум» свою деятельность по строительству и реконструкции аэропортов России начала в Сибири в 1993 году. До настоящего времени такого типа работы компанией были выполнены в аэропортах Чита, Усть-Илимск, Братск, Магнитогорск и Челябинск, Магадан (1-я очередь), Якутск, Кемерово, Омск, Кольцово, Шереметьево-2, Анадырь. Сейчас ведутся работы по реконструкции аэропорта Певек.  Были запланированы и начаты работы в аэропортах Тарко-Сале и Благовещенск, но вследствие проблем с финансированием приостановлены.

Взлётно-посадочные полосы многих аэродромов на территории РФ к концу 20века пришли в негодность, большинство из них, как и другие элементы аэродромов ( рулёжные дорожки, места стоянок самолётов и др.), по своим размерам не соответствуют мировым нормам для приема всех типов современных гражданских самолетов, вследствие чего насущной необходимостью стало строительство новых и реконструкция существующих ИВПП.

В период с 2001 по 2008 год деятельность компании «Планум» в России в первую очередь была сконцентрирована на выполнении договора на реконструкцию аэропорта Анадырь (Угольный) – I очередь строительства, и других капитальных объектов на территории Чукотского автономного округа. Относительно объемов работ, организационных, техническо-технологических и климатических условий (условия вечной мерзлоты) данный объект относится к числу самых сложных. На данном объекте компания «Планум» в качестве генерального подрядчика выполнила работы по ИАПП, рулежным дорожкам, перрону, МС воздушных судов, привокзальной площади, водоотведению, благоустройству территории, объездной автодороге, патрульной дороге, ограждению, КПП, реконструкции и строительству гостиницы, нового аэровокзала, здания АТБ, КДП, объекта УВД, светосигнального оборудования, гаражам спецавтотранспорта, инженерным сетям на территории аэропорта. Кроме того, были выполнены работы по реконструкции инфраструктуры поселка Угольный, федеральных автодорог, улиц в г. Анадыре, вертолетной площадки с сопутствующей инфраструктурой.

Аэропорт Анадырь (Угольные Копи).

В 2006 году компания «Планум (Кипр) Лимитед» заключила договор на строительство новой ИВПП размером 60х4500 м в аэропорту г. Алма-Аты. Работы велись в 2006 и 2007 годах. В течение одного строительного сезона нами уложено около200 000 м3бетона с использованием двух бетонных заводов и двух бетоноукладчиков марки WIRTGEN, Германия. Также компания «Планум (Кипр) Лимитед» выполняла работы  в аэропорту Алма-Аты по реконструкции мест стоянок воздушных судов и перронов,  в Чукотском автономном округе (дороги, мосты, улицы, инженерные сооружения, благоустройство города), в Кемеровской области (дороги, городские улицы, инфраструктура, благоустройство, перрон, и МРД в аэропорту). В 2011 году компания объявлена победителем открытого конкурса на реконструкцию и техническое перевооружение аэропорта Анадырь (Угольный) –II очередь строительства, Чукотский автономный округ.  Строительно – монтажные работы выполнены в заданный срок (2012 год) и с высоким качеством.

Аэропорт Анадырь (Угольные Копи).                                                                    Аэропорт Певек (до реконструкции).

Железные дороги. В работах по строительству оснований под железные дороги, а также в реконструкциях и санации существующих железных дорог компания «Планум» принимает участие свыше 40 лет. За этот период на территории бывшей Югославии компанией построено 54 200 м одноколейных железных дорог. Первые работы осуществлялись на железной дороге Сараево – Плоче и Майданпек – Бор, причем самые крупные работы выполнены на , а также в рамках строительства Белградского железнодорожного узла. На указанных железных дорогах был построен ряд подсобных сооружений, а именно бетонные подпорные стены, путепроводы ниже и выше уровня дороги, бетонные водопропускные трубы, системы дренажа почвы, коррекция водостоков, а также мосты небольшого пролета. Трассы железных дорог, вернее, участки железных дорог, выполненные предприятием «Планум», были труднодоступными, о чем ярко говорит тот факт, что 60% от всей длины построенных дорог составляют туннели.

                                                                                                        Железная дорога Белград – Бар

Важнейшие работы по реконструкции железной дороги Белград – Загреб произведены на участке Стара Пазова – Рума, на которой полностью заменено земляное полотно железной дороги без прекращения сообщения железнодорожного транспорта. В области ремонта железных дорог, в том числе в области усиления и укрепления нестабильных откосов глубоких выемок, больше всего сделано на железной дороге Белград – Бар (Черногория). Работы выполнялись при регулярном осуществлении железнодорожного сообщения.  Среди железнодорожных туннелей особо надо отметить туннель «Златибор» на железной дороге Белград – Бар длиной в 6167,5 м, который является одним из самых длинных туннелей в Югославии. Строительство  дороги Белград – Бар началось в 1952 году. Открыта 28 мая 1976 года. Также интерес представляет туннель «Крижевичи» на железной дороге Тузла – Зворник. Особенность выполнения работ заключалась в том, что компания выполнила среднюю часть туннеля длиной в 1662 м при помощи предварительно выполненной боковой наклонной штольни длиной в 358 м с поперечным сечением в 42 м2и уклоном в 30 градусов. Через эту штольню при помощи соответствующего оборудования были доставлены все необходимые материалы и установки.

Офис компании «Планум» в Белграде, Земун.

Автомобильные дороги. С момента своего основания и до наших дней компания занимается строительством дорог всех категорий. Постоянное повышение требований к проектированию и строительству дорог – в целях улучшения качества дорожного покрытия, удобности езды, увеличения несущей способности и долговечности дорожного покрытия – требует от нас беспрестанно следить за развитием новейших технологий и применять их в дорожном строительстве.  Компания своевременно модернизировала средства труда для соответствия новым технологиям и приобретала новое оборудование, механизмы и технику, что позволило одновременно выполнять работы на несколько проектах с большим количеством различных объектов качественно и в срок.

Наряду с этим компания разрабатывала в своем бюро по развитию и в собственной лаборатории все, что необходимо применять на практике. При строительстве каждого нового сооружения постепенно накапливался большой опыт и создавалась компания, пользующаяся международным авторитетом, что позволило выполнять строительные работы уже в течение более 20 лет в Российской Федерации, в сложных климатических условиях крайнего севера РФ, на вечно мерзлом грунте.  Для кого –то просто жить в условиях Крайнего Севера – уже подвиг, а для кого –то выполнение строительно – монтажных работ является привычным делом, успех которого объясняется приобретённым опытом, знаниями и высоким профессионализмом.  К примеру, с 2008 года компания непрерывно выполняет работы на автомобильной дороге Лорино – Лаврентия (Чукотский автономный округ): произведена реконструкция 43 км между национальными сёлами Лаврентия и Лорино. На данной дороге, кроме земляных работ и дорожного покрытия построены четыре моста и   43 водопропускные трубы диаметром.  За 16 лет присутствия на Чукотке компания «Планум (Кипр) ЛТД» реализовала множество проектов по строительству зданий, мостов и дорог.

Также, кроме реконструкции и технического перевооружения аэропорта «Анадырь» («Угольный») Анадырским филиалом с 2003 года на основании договоров с Чукотуправтодором, Администрацией  города Анадырь и Администрацией Анадырского района были построены участки федеральных автомобильных дорог с бетонным покрытием, вертолётная площадка, мосты через реки, реконструированы перепускные сооружения и улицы с бетонным покрытием в г. Анадыре, в посёлке Угольные Копи, а также спортивные площадки с искусственным покрытием (футбольные, баскетбольные и волейбольные), беговые дорожки, детские площадки с искусственным покрытием, благоустройство кварталов города и посёлка Угольные Копи, электроосвещение дорог, улиц и кварталов.

В Кемеровской области, кроме инфраструктуры на территории аэропорта, инфраструктуры в г. Кемерово, компания «Планум (Кипр) Лимитед» выполняет работы на федеральной автомобильной дороге Новосибирск – Ленинск – Кузнецкий – Кемерово – Югра на участке в Кемеровской области – земляные и бетонные работы. Также в течение последних десяти лет компания «Планум» выполняет работы на широком спектре объектов Кемеровской области: автодороги, улицы, трамвайные дороги, выполняет реконструкцию объектов объемного строительства: гостиницы, больницы, жилых объектов, коттеджей и т.д.

                                                 Морской порт Певек.

Специалисты «Планума» работают в чукотском городе Певеке уже седьмой сезон подряд, с 2013 года. В 2014–2016 годах они приводили в порядок Пятый микрорайон: бетонировали уличные проезды и дворовые территории, меняли систему освещения, устанавливали детские и спортивные площадки. Затем настало время магистральных дорог Певека. При этом сербы наряду с выполнением основного объёма работ успевали обустраивать пусть и небольшие, но знаковые для самого северного города России объекты, которые создавали «лицо» города. Именно их стараниями в Певеке появился первый на Чукотке общественный фонтан. Если говорить о реконструкции ВПП аэропорта Певек, то с момента ввода полосы в строй в 1978 году полоса ни разу не ремонтировалась. АООО «Планум (Кипр) Лимитед» стал победителем запроса предложений, который проводило ФКП «Аэропорты Чукотки». В числе работ – реконструкция ВПП протяжённостью 2,5 км, рулёжных дорожек, перрона, совмещённого с местами стоянки. В соответствии с конкурсной документацией срок окончания реконструкции определён до 30 декабря 2022 года.

Аэропорт Певек.                                                                                                                              Причалы в порту Певек.

В 2020 году филиал «Анадырский» АООО «Планум (Кипр) Лимитед» работает на территории городского округа Певек по двум контрактам, предусматривающим реконструкцию стратегически важных объектов – аэропорта и морского порта самого северного города России. Ещё в начале марта в арктический Певек прибыла первая группа работников компании в составе 50 человек. В настоящий момент они занимаются перевозкой песка с острова Малый Роутан на временную площадку, обустроенную в районе бывшего посёлка Строительного. В прошлом году в  в посёлке Апапельгино был построен фундамент под второй модульный бетонный завод компании. Он уже находится на территории воздушной гавани в ожидании начала работ по монтажу и запуску в эксплуатацию.
Осенью 2019 года в морской порт Певека прибыл «Академик Ломоносов» — российская плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС). Сейчас в морском порту Певека  «Планум» готовится к финальному этапу реконструкции объектов федеральной собственности – первого и второго причалов. Наряду с дноуглубительными, дноукрепительными и другими работами предстоит выполнить и значительный объём бетонирования. Директор Анадырского филиала Миленко Йович говорит, что в производстве бетона для причалов будет использоваться специальный сульфатостойкий цемент, что позволит обеспечить более надёжную защиту строительных конструкций от разрушения морской водой на всех стадиях эксплуатации. Нынешний сезон работы филиала «Анадырский» АООО «Планум (Кипр) Лимитед» в Певеке осложняется внезапной пандемией коронавирусной инфекции. Границы России закрыты, но на начало мая забронированы авиабилеты ещё для 200 работников компании, которые должны прибыть в Певек из Сербии. Начало реконструкции с запланированной ранее даты 1 мая перенесено ориентировочно на 1 июня из-за ситуации с коронавирусом в мире.

Объекты, построенные компанией «Планум» на территории Сербии.

 Партнёры. Всего компания работала более чем на 100 объектах в России. С самого начала осуществления деятельности по выполнению работ по аэропортовой инфраструктуре наладилось тесное сотрудничество со специалистами известных российских институтов, работающих в указанной отрасли: «Аэропроект», «Ленаэропроект», 26 ЦНИИ МО РФ, «Сибаэропроект», «Дальаэропроект», «Моспроект». По необходимости компания «Планум» в реализацию некоторых объектов привлекает в качестве субподрядчиков  известные югославские фирмы: «Путеви» – строительство автодорог, аэродромов, тоннелей, административных, жилых, промышленных и других объектов; «Мостоградня» – строительство мостов, специальных конструкций; «Техноградня» – строительство административных и жилых объектов: банки, гостиницы, деловые объекты, а также российские фирмы.

Туристическое агентство «Planumtours» было основано в 1994 году с целью организации рабочих поездок на работу за границу и других услуг туристического сервиса для работников компании. Компания владеет отелем «Planum», который расположен в самой красивой части Златибора.

В России действуют два филиала GP «Planum Beograd» : в г. Кемерово и г. Анадыре  «Анадырский» АООО «Планум (Кипр) Лимитед», который существует с 2001 года.

GP «Planum Beograd» 22. oktobra 15 Zemun, Beograd 11080 Serbia  https://www.planum.rs     

Постоянное представительство в РФ: GP «Planum Beograd». г. Москва, пр-т Вернадского, д. 29, оф. 1206. Тел.: +7 (499) 131-44-00

E-mail: planum.msk@mail.ru.  Сайт: www.planum.rs

При подготовке материала была использована статья в журнале «Транспортная стратегия XXI век», №24, 2014 г. и материалы общественно–политической газеты Чукотского АО   «Крайний Север»  от 06.09. 2019 и 24.04.2020 года. Тюриков С.В.