Патриарх Павел (Павле)

Сказать, что это имя популярно в стране, значит не сказать ничего. Это был поистине удивительный человек, снискавший огромное уважение среди и верующего населения, и даже атеистов. «Это наш Ангел, который покрывает и защищает нас», — говорили о Павле. Почему? Смотрите нашу подборку фотографий. Вы не увидите на них ни золотых Ролексов, ни навороченных авто.

«Госпожа Яня Тодорович рассказывала историю, случившуюся с её сестрой. Та как-то попала на приём к патриарху по какому-то делу. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги патриарха и пришла в ужас при виде его обуви – это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: «Какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?» Патриарх тут же с радостью сказал: «Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашёл возле урны, когда шёл в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил – и вот, они ещё долго смогут послужить».

С этими же ботинками связана ещё одна история. Некая женщина пришла в патриархию с требованием поговорить с патриархом по неотложному делу, о котором она может сказать только лично ему. Такая просьба была необычной и её не сразу пустили, но всё же настойчивость посетительницы принесла плод, и аудиенция состоялась. Увидев патриарха, женщина с большим волнением сказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, которая велела принести патриарху денег, чтобы он мог купить себе новую обувь. И с этими словами посетительница протянула конверт с деньгами. Патриарх Павел, не беря конверта, ласково спрашивает: «А в каком часу вы легли спать?» Женщина, удивившись, ответила: «Ну… где-то в одиннадцать». «Знаете, я лег позже, около четырёх часов утра», – отвечает патриарх, – «И мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается». И не взял денег.»


«Он очень доступен… Когда была жива его сестра, он часто ходил к ней домой пешком. Он вообще любит ходить пешком, без охраны, без сопровождающих лиц. К нему может подойти любой человек и поговорить с ним. Каждый день в своей резиденции он принимает посетителей. Люди идут к нему со своими нуждами, наболевшими вопросами и для каждого у него находится ласковое слово утешения.»
Н. Кокухин. Белый Ангел. Рассказ о паломничестве в Сербию и Черногорию.

«Он был невысокого, а если точнее, то маленького роста, худой, щуплый, с аскетическими чертами лица, в простой, непарадной рясе, на голове у него был монашеский клобук. В нем не чувствовалось никакого величия, и нам показалось, будто мы знакомы с ним давным-давно»
Н. Кокухин. Белый Ангел. Рассказ о паломничестве в Сербию и Черногорию.

«В 2003 году гостей Саровских торжеств доставил из Москвы в Саров специальный поезд. Поскольку вокзал в Сарове чуть больше сарая и всего одна платформа, то, когда встретили основных гостей, прибывших поездом и кортежами развезли по местам дислокации, то оказалось, что забыли про Патриарха Павле, который видимо долго выходил из поезда.

Патриарх был обнаружен сидящим около вокзала на своем чемоданчике и смиренно обозревающим окрестности. Из транспорта осталась одна лишь газель (для помощников, которые встречали гостей) — Святейший спокойно сел в нее и с сопровождающими сербскими гостями (митрополит Амфилохий в их числе и отцы) прибыл в гостиницу.»

«История Патриарха Павла начинается, когда богослов Гойко Стойчевича (на фотографии вверху стоит справа)  пришел в монастырь Вуйан умирать. Его диагноз (последняя стадия туберкулеза) оставил ему только одну возможность — выбрать место смерти. Гойко выбрал себе смерть в монастыре и был принят послушником… Оставшись в обители Гойко встретился с Господом только спустя 65 лет. В монастырской ризнице сербской обители Вуйан хранится святыня — маленький деревянный крест, вырезанный в конце Второй Мировой войны рукой и перочинным ножиком Гойко Стойчевича. Крест – самая ценная реликвия в горной обители на Вуйане, куда в свое время пришел больной юноша с печальным приговором докторов – всего три месяца жизни.»

«Будучи Патриархом он работал в своей мастерской, выполнял хозяйственные работы в здании патриархии, например, чинил замки или электропроводку, мыл пол в часовне, где служил по утрам, готовил и стирал для себя только сам. Мог пройти после окончания рабочего дня по зданию, чтобы выключить оставшийся гореть свет, закрыть до конца краны, окна.»

Патриарх Павел говорил:

«Есть много огромных сирот среди наших детей, которым, кроме денег, родители не с»Унижать нас может каждый, но унизить никто. Только мы сами себя своими делами и своими поступками можем унизить и обесчестить.»могли дать ничего.»

«Мы остерегаемся нелюдей, но ещё важнее самим не стать нелюдями.»