«Битва на Неретве» полвека спустя

На днях  в Культурном центре Белграда завершилась выставка, посвящённая  50-летию премьеры картины «Битвы на Неревтве». На открытии много говорили о месте этого фильма в истории мирового кинематографа. Как известно, большое видится на расстоянии, и если раньше казалось, что «Битва» «утонула» в огромном количестве партизанских фильмов, выплеснувшихся на экраны страны в 70-е, то теперь её уверенно включают в список 50 лучших батальных картин всех времён и народов.

В прошлом столетии фильм был тоже высоко оценён критикой, номинировался на Оскар, но заветной статуэтки так и не получил. Победила в 1970-м алжирская «Z», обойдя, кстати, и наших «Братьев Карамазовых». Зато в июне 2010 года на ХХХII Международном кинофестивале в Москве «Битву на Неретве» включили в десятку лучших фильмов о Второй мировой войне, снятых в мире (всего было представлено 120 картин).

Надо сказать, что этому кино-эпосу не повезло изначально, когда на него поставили политический штамп: «Снята как доказательство легитимности власти». Потребовалось несколько десятилетий, чтобы оставить политику за бортом и оценить то, насколько профессионально картина сделана, а не её «идеологическое значение». И та беспристрастная оценка сегодня очень высока.

…В ноябре 1969 года в Сараево прибыла Софи Лорен. Здесь же находились тогда Омар Шариф, Юл Бриннер, Сергей Бондарчук, Олег Видов, целое созвездие югославских актёров — Бата Живоинович, Борис Дворник, Милена Дравич, Любиша Самарджич и другие. Ожидалась премьера нового кинофильма «Битва на Неретве» режиссёра Велько Булайича.
Сараевская Скендерия на несколько дней превратилась в Канны и Голливуд вместе взятые. Не каждый день югославский кинематограф представлял картины, где бы блистали Орсон Уэлс и Юл Бриннер, музыку писал хичкоковский композитор Бернард Херрман, а постер рисовал сам Пабло Пикассо. Конечно же, такое событие не могло пройти мимо товарища Тито .

На премьере во Дворце спорта присутствовало больше 4 тысяч человек. У входа в зал установили макет взорванного партизанами моста и пушки, расчётами которых в фильме командовал Сергей Бондарчук. Даже когда на экране появилось название картины, многим участникам того грандиозного проекта не верилось, что они действительно сделали это — сняли самый масштабный в истории своей страны фильм, который не уступал американскому «Спартаку» или советской эпопее «Война и мир».

«Битва на Неретве» задумывался не просто как фильм-пропаганда. Она должна была стать настоящим кинематографическим памятником новой Югославии. А чтобы монумент получился на века, необходимо было намного больше ресурсов, как финансовых, так и творческих, которых у одной лишь СФРЮ не было. Именно поэтому картину решено было снимать совместно с Италией и Германией, а в Советский Союз и США полетели приглашения принять участие в проекте Сергею Бондарчуку, Олегу Видову, Орсону Уэллсу, Юлу Бриннеру. Не обошлось и без плеяды европейских звёзд: Франко Неро, Курд Юргенс, Энтони Досон, Говард Росс оставили свои имена в титрах.

И всё-таки картина по духу была именно югославской. И не только потому, что рассказывает о четвёртом антипартизанском наступлении Вермахта в Западной Боснии в феврале-марте 1943 года. Над фильмом работали практически все лучшие югославские кинематографисты. Например, режиссёр Велько Булайич в то время был признанным мастером эпического кино — в его активе уже была знаменитая «Козара», а также обладателем главной премии Венецианского кинофестиваля за документальный фильм о землетрясении в Скопле. Одним из авторов сценария выступил легендарный профессор Ратко Джурович, а главным оператором — Томислав Пинтер, мастер мирового уровня.

Первые кадры были сняты в годовщину освобождения Белграда — 20 октября 1967 года. Но сама работа над фильмом началась гораздо раньше. Были изучены тысячи страниц письменных источников, просмотрены километры архивных плёнок, устроены сотни встреч с участниками событий. По всей стране предприятия и организации подключились к сбору средств на картину. Чтобы обеспечить бесперебойность процесса, задействовали все семь югославских киностудий.

На «Неретву», с учётом массовки, состоявшей не только из 15 тысяч оплачиваемых статистов, но и 6 тысяч «бесплатных» военнослужащих ЮНА, было потрачено около 12 миллионов долларов (официальная цифра гораздо меньше — 4,5 млн.) Не обошлось без казусов. Бата Живойинович и Любиша Самарджич получили баснословные гонорары, а Борис Дворник — ничего, потому что в то время проходил срочную военную службу. Специально для съёмок взорвали один настоящий мост, но ни одного кадра толком не вышло — мешала пыль.

Размах действительно был грандиозным. Декораторы построили барочную церковь, четыре деревни и крепость, уничтоженные полностью, согласно сценарию. В некоторых сценах одновременно задействовали по несколько тысяч человек и 600 лошадей. За шестнадцать месяцев съёмок использовали 80 грузовиков, 40 немецких и 30 итальянских танков, 18 самолетов. Горели и взрывались не только декорации, но и реальная техника. Необычайно профессионально работали пиротехники и каскадёры, среди которых были и сотрудники нашего «Мосфильма».

Но самым главным был отнюдь не постановочный размах. В картине есть главное — человеческие судьбы. Её героям до сих пор действительно сопереживаешь: восхищаешься мужеством, ненавидишь врага, оплакиваешь погибших. Это живые люди, а не их глянцевое отражение с поправкой на кино. Статистика не заменила трагедию.

Посмотреть фильм можно здесь

Вера Соколова