«Марафонцы бегут круг почёта»
Фильм «Марафонцы бегут круг почёта» (Maratonci trče počasni krug) — одна из легендарных, можно сказать, культовых сербских картин, которая была снята в 1982 году режиссёром Слободаном Шияном по сценарию Душана Ковачевича. Как и все фильмы Шияна, «Марафонцы» — это больше, чем комедия. Если в работе «Кто там поёт» режиссёр «посадил в автобус» всю предвоенную Сербию, то в картине 82-го года был изображён во всей своей красе обыкновенный тоталитаризм.
Итак, в похоронной конторе «Дуго коначиште», что в вольном переводе означает «Вечное общежитие», вроде бы всё неплохо. Несколько поколений семейства Топаловичей занимается доходным бизнесом — продаёт гробы. Вот только женщины в этом доме не задерживаются: умирают при родах, оставив супругу наследника. А вот мужчины все долгожители: старшему уже 120, а младшенькому всего-то 25.
Большая проблема назревает, когда сташий Топалович, Пантелия, умирает «в рассвете своей старости», оставив наследство «самому себе», а влюблённый в девушку Кристину (Елизавета Саблич) Топалович-младший (Богдан Диклич) требует свою долю, чтобы выйти из бизнеса и жениться на зазнобе. К тому же гангстер Билли Питон (Зоран Радмилович), отец Кристины, который давным давно поставляет конторе «Дуго коначиште» свежевыкопанные гробы, начинает требовать повышения платы за свои труды.
Что же делать? Семейство нанимает кинопрокатчика Дженку (Бора Тодорович), чтобы скомпрометировать Кристину в глазах влюблённого Мирко. А единственной надеждой на поправку финансовых дел становится новомодный похоронный агрегат — крематорий. Вроде бы, Аксентие (Мия Алексич), Милутин (Павле Вуисич) и Лаки (Данило Стойкович) могут вздохнуть спокойно. Но события выходят из-под контроля…
Так в чём же заключается эзопов язык «Марафонцев»? Начнём с того, что 120-летний Пантелия, остававшийся и на смертном одре «самым-самым главным» — это намёк на Иосифа Броз Тито. Так же, как и основатель фирмы «Дуго коначиште», маршал не оставил политического наследника, что вызвало борьбу за власть после его смерти, но под знаменитым лозунгом «И после Тито — Тито!» Финал картины, когда все члены семейства под предводительством «нового вождя» Мирко, которому раньше доставались только колотушки, в безумии хватаются за оружие, — печальный намёк на то, чем может закончиться история СФРЮ. К сожалению, сбывшийся.
Действие фильма происходит в 1935 году, а сама картина изобилует документальными кадрами, начиная от покушения на Александра I Караджорджевича годом ранее. Так что фраза Лаки Топаловича о том, что «крематорий — это будущее всего цивилизованного человечества», в чём кум Дженка лично убедился в Германии, воспринимается как прямая отсылка к фашистским концлагерям.
Здесь вообще очень много «балканского»: и желание иметь именно сына, а не дочь, и бездумная тяга к «цивилизованным» соседям, и неумение жить «без самого главного», чьими портретами украшены все стены.
Но для подавляющего бльшинства зрителей «Марафонцы» — это, прежде всего, не политическая сатира, а улётная комедия. Так же, как фильм «Кто там поёт», она давно разошлась на цитаты, знакомые всем с детства:
«Был очень длинный человек… -Не длинный, а высокий! — Это живой он был высокий, а сейчас — длинный»
«А знаете, очень вкусный этот Пантелия!»
«Ему невыгодно вставать из гроба.»
«Смерть — передающаяся болезнь.»
«Что это ты делаешь, кум? — Ничего, репетирую сцену филма. И ты завтра то же будешь делать, кум!»
«Поезжай быстрее! — Не могу, мы уже мчимся на скорости 30 км в час!»
Посмотреть фильм целиком можно здесь