Где увидеть железнодорожные сербские сны самому
Локомотивы-«парнячи». Целая эпоха простучала по рельсам и растаяла в паровозном дыму.
Сама баба Милка когда-то тянула по восемь вагонов, груженных углем из рудника Елашица – по десять тонн в каждом. В коллеги ей дали не менее трудолюбивую даму, которую шахтёры окрестили бабой Катой. Какова была её судьба после закрытия рудника в 1967 году, я так и не смогла узнать. А вот более счастливая товарка сначала украшала парк Чаир, а через тридцать три символических года переместилась на площадь короля Александра.
Бабе Милке точно повезло. Потому что сейчас в том же Нише буквально на глазах пропадают девять уникальных паровозов. Среди них и единственная на Балканах скорая «парняча» серии 05, работавшая когда-то на международных перевозках. Удивительно, но чтобы увидеть этих старичков, на Шумадийскую улицу частенько наведываются туристы – фанаты железных дорог из Японии, Франции, Австрии, Бельгии и Германии. А в самом Нише, где в 1885 году работало единственное в Сербии ремонтное локомотивное депо, до сих пор нет железнодорожного музея! Эту идею давно пытается воплотить в жизнь местный исследователь-энтузиаст Бранислав Тикич. Есть у него и ещё одна мечта: пустить туристический состав через знаменитую Сичевачку клисуру.
А пока Чира ещё не вернулся на «пругу» Ниш — Димитровград, можно купить билет на рейсовый поезд из Ниша до Белой Паланки. Зачем? Друзья мои, это просто невероятная, волшебная, почти не поддающаяся описанию поездка!
Только представьте себе: неторопливо стучит колёсами по железному пути маленький локомотив, за ним тянется вереница вагончиков, то и дело ныряя в чёрные проёмы тоннелей. Со всех сторон – горные «стены», а внизу несёт свои воды быстрая Нишава. Неповторимая красота в любое время года и при любой погоде.
Или вот такой исторический штрих: разрушенный немецкий бункер времён Второй мировой.
Если предложение Бранислава Тикича будет реализовано, на что я искренно надеюсь, то турмаршрут через Сичевачку клисуру станет третьим среди уже действующих в нашей удивительно красивой стране.
С весны по осень курсирует между Белградом и южнобанатской Белой Церковью туристический поезд «Романтика», полностью отвечая своему названию. Во главе его – всё тот же малыш Чира, сошедший с заводского конвейера в тридцатые годы прошлого века. А вагон-ресторан выглядит вот так.
Самая же знаменитая туристическая «пруга» находится гораздо южнее плоской Воеводины. Это три раза возраждавшаяся «Шарганская восьмёрка», связывающая Сербию и Босну. От Мокрой горы до Вышеграда, забираясь на трёхсотметровую высоту, тянет свои вагоны Чира, минуя по пути двадцать два тоннеля и десять мостов.
В 1925 году, принимая законченную железную дорогу, король Александр воскликнул, что готов дать по грамму золота за каждый грамм отвоёванных у гор камней – так венценосная особа была поражена и горда результатом труда инженеров и рабочих.
Надо сказать, что «Шарганска осмица» унесла немало человеческих жизней. Строительство началось в 1916 году с территории ещё австро-венгерской Боснии, но тогда было пройдено всего девять километров пути. Работы прекратились после обрушения перекрытий и гибели двухсот работавших здесь военнопленных, русских и итальянцев. Через несколько лет, отчаявшись найти ошибку в проекте шарганского тоннеля, покончил с собой один из инженеров. Не удивительно, что первый состав, отправившийся в путь из Ужице через Вышеград и Сараево на Дубровник, пришло проводить огромное количество людей, а пресса назвала открытие «Шарганской осмицы» чудом.
Думаю, что маленький Чира с «Шарганской осмицы» сейчас популярнее, чем знаменитый «голубой поезд» маршала Тито, который, кстати, тоже можно нанять в качестве туристического средства передвижения. Демократический поезд с Мокрой горы не может похвастаться шиком маршальских вагонов. Его интерьеры удобны, но просты, как и пятьдесят лет назад. Самое интересно, как обычно, находится за вагонными окнами. Это затерянная в горах станция Ятаре, где за всё время существования дороги ни разу не сошёл ни один пассажир. Севших на поезд здесь, кстати, тоже не было. Это «Сумасшедший камень», на котором, согласно легенде, нужно оставить монетку, чтобы никогда не расставаться со своим любимым или возлюбленной. Это знаменитые после фильма «Жизнь как чудо» Голубичи, где так и ждёшь встречи с героями Славко Штимца, Вука Костича, Наташи Солак.
За прошедшие десять лет у этого маршрута появилось и ещё одно название – «от Тарабича до Андрича». Маленький паровозик сначала везёт своих гостей в Кремну, где знаменитый пророк Митар Тарабич ещё в девятнадцатом столетии предсказал и появление, и возрождение мокрогорской «пруги». А конечный пункт путешествия — Вышеград и расположенный рядом город-памятник обещает встречу с самым известным югославским писателем и дипломатом.
Так что приезжайте, друзья мои, будет интересно!
Вера Соколова
P.S. Фотографии позаимствованы на сайтах Panoramio и Zeleznicw.in.rs