Путешествие по Дунаю. Белград —Джердапское ущелье.

Предлагаем нашим читателям совершить большое путешествие по Дунаю по маршруту Белград —Джердапское ущелье. По пути нашего следования будем проходить следующие города и населённые пункты Сербии: Смедерево—Велико Градиште—Голубац—Лепенски Вир—Дони Милановац—Текия —ГЭС Джердап 1— Кладово—ГЭС Джердап 2—Прахово.  Протяжённость всего путешествия составляет 310 км.
Речные пристани имеются в следующих городах и посёлках: Винча, Смедерево, Костолац, Велико Градиште, Голубац, Дони Милановац, Кладово, Прахово. Жемчужиной этого путешествия является Джердапское ущелье. В Европе нет ничего, что могло бы сравниться с Джердапским ущельем по красоте и размерам. Оно возникло много тысяч лет назад, когда в расщелине Карпатских гор разместилось Паннонское море. Море исчезло, а по 130-километровому каньону сегодня течет Дунай. Джердапско ущелье– самое длинное и глубокое ущелье на территории Европы. По нему проходит граница между Румынией и Сербией. Ущелье Джердап начинается за селением Голубац и заканчивается у города Кладово. В самом его центре находится городок Доньи Милановац.
По сути Джердапское ущелье– это система, включающая в себя четыре ущелья и три котловины. Самое узкое место ущелья — Казан (точнее, Большой и Малый Казаны — они идут два подряд) — начинается в районе города Дони Милановац. Изложенный здесь материал пускай послужит небольшим предисловием к Вашему будущему  путешествию. Регулярно   совершаем на нашем сайте «остановки» в каждом из городов и селений нашего маршрута , где будем рассказывать читателям о достопримечательностях этих мест. Путешествовать можно как на экскурсионном теплоходе, так и на автомобиле, с остановками в наиболее интересных на Ваш взгляд городах. Из Белграда несколько раз в день ходит автобус до Кладово с остановками в Пожареваце, Велико Градиште, Голубаце и Доньи Милановаце.   Кроме того, в тех городах, где есть речные пристани, всегда можно нанять небольшой катер для прогулки по Дунаю. Надеемся, что изложенные на нашей странице материалы позволят Вам спланировать своё увлекательное путешествие по Дунаю.

Вступление. Джердапское ущелье оказалось надежным и удобным местом обитания  не только для растений и животных, но и для человека. Об этом свидетельствует невероятное множество археологических находок, обнаруженных здесь, относящихся к различным периодам времени доисторической и исторической эпох, в том числе остатки  широко известного поселения эпохи неолита – Лепенски-Вира, остатки римской и византийской цивилизаций и другие культурно-исторические памятники. Обилие воды, лесов, дичь и благоприятный климат в этой части течения Дуная всегда были причиной присутствия человека и развития различных культур. Джердапское ущелье – место, где сохранена непрерывность жизни от праистории до сегодняшних дней. Здесь, в месте с названием Лепенски Вир найдены следы самого раннего поселения в Европе, основанного между 7 и 6 тысячелетием до нашей эры, оставившего после себя скульптуры из дунайских валунов в виде рыбообразных человеческих фигур.

Для римлян Дунай представлял природное оборонительное заграждение от варваров, берег они опоясали укреплениями, построили мосты и пристани. И сегодня, недалеко от Кладов, находятся остатки Траянова моста, датируемые 105 г. до н.э., который в длину был больше километра и связывал нынешнюю Сербию и Румынию. Эта монументальная постройка последнюю тысячу лет была самым длинным мостом в мире. Многие цивилизации и культуры нашли место в истории этого края, который был одним из самых важных торговых путей из-за своего географического положения. После них осталось много следов, но, возможно, самые наглядные – это обычаи как свидетельства общей жизни народов, которые проживали на этих просторах от древних языческих времен до наших дней.

Первая остановка. Смедерево.
Смедерево расположен на берегу Дуная, в 50 км от Белграда, в северо-восточной части Сербии. Занимает площадь 482 кв.км. в городе около 77 000 жителей. Город относят к бассейну Дуная и нижней Моравы. Он является административным центром округа Подунавле и общины Смедерево.

Смедеревская крепость (Смедеревска тврђава) — расположенная на берегу Дуная крепость начала XV века, откуда правил Сербский деспот Георгий Бранкович. Вокруг крепости со временем и возник город Смедерево.
Во времена средневековья город был столицей и самым крупным городом Сербии. Свидетелем того времени является хорошо сохранившийся городской центр, выстроенный между 1427 и 1459 годами. В сербской истории захват Смедерева в 1459 году ознаменовал начало правления турок, которое длилось три с половиной века.
Смедеревская крепость на Ютубе https://youtu.be/0J_sElidxO8
Построенная между 1851 и 1855 годами церковь Святого Георгия была первой из нескольких храмов, возведенных Андреем Дамьяновым, зодчим из Велеса. Он построил пятиглавую церковь, над притвором которой возвышается высокая монументальная колокольня в стиле барокко. Эта церковь сыграла важную роль в истории Смедерева, поскольку с нее началась урбанизация города.

Визит в Смедерево. https://www.facebook.com/visitsmederevo/
Сегодня Смедерево – это центр региона Дунайской равнины. Он известен далеко за пределами Сербии как винный край. В III веке римский император Проб впервые привез сюда виноград, и теперь вдоль всего Дуная тянутся виноградники. Местные вина хотя и не очень известны на международных рынках, но заслуживают пристального внимания. Визитной карточкой виноделия в Смедерево считается терпкий черногорский «Вранац», имеющий десятки разновидностей. Так же хороши вина «Жупско», «Прокупац», «Смедеревка». Это лишь малая часть благородных вин, которые здесь производят.
Туристическая организация Смедерево https://www.facebook.com/tourism.smederevo/

Осенний фестиваль вина проводится каждый год в конце сентября. А каждый апрель здесь организуют Дни Нушича – фестиваль комедийного театра, названный так в честь известного писателя Бранислава Нушича, который долгое время жил в Смедерево. В начале мая 201 года в крепости Смедерево проходил X чемпионат мира по историческому средневековому бою «Битва Наций». Смедерево — крупный торговый дунайский порт и один из главных промышленных центров Сербии. Здесь находится крупнейший сталеплавильный завод страны SARTID. Также представлено производство строительных машин и другие отрасли машиностроения. Имеется пищевая промышленность, прежде всего винодельческая и мукомольная.

В 4 километрах от центра города, в селе Плавинац, расположена вилла «Златни брег». Эти земли были приобретены князем Милошем Обреновичем в 1829 году. Он засадил еще 500 кустов лучших сортов смедеревской лозы, чтобы украсить сад вокруг здания новой дачи. Основатель династии Обреновичей посадил здесь лучшие сорта винограда на 30 гектарах и благоустроил территории. Вилла была летней резиденцией Обреновичей.


Попробовать местную кухню и остановиться на ночлег можно в ресторане
«Restoran sa prenocistem-Smederevo-Carigradski Drum N.N.N» https://www.facebook.com/carigradskidrumnnn.restoran…
Также рекомендуем:
Бар «Starinski» https://www.facebook.com/STARINSKIBAR/
Ресторан-сплав на Дунае «Goranski dom» https://www.facebook.com/Goranski-dom-324676387958806/
Ресторан на набережной Дуная «Restoran TERASA» https://www.facebook.com/terasa.smederevo/
Restoran «Talismano» https://www.facebook.com/talismanorestoran/

Вторая остановка. Ковин.

 Ковин— община в Сербии, входит в Южно-Банатский округ автономного края Воеводина. Ковин — город и муниципалитет, расположенный в Южно-Банатском районе Автономного края Воеводина, Сербия. Население города составляет 13 515 человек, а в муниципалитете — 33 722 человека. Самое раннее упоминание о поселении было в 1071 году. В 16 — м веке, город был включен в состав Османской империи, а 1716 году она вошла в состав Габсбургской монархии. В 1918 году Koвин стала частью Королевства сербов, хорватов и словенцев. Сегодня Ковин — тихий и спокойный город Воеводины.

Ковин находится на левом берегу Дуная, напротив города Смедерево, из которого можно попасть в Ковин по автомобильному мосту через Дунай. Расстояние от центра Смедерево до Ковина — 11 км. К окраине города подходит двухкилометровый Ковинский дунавац (Дунайский рукав шириной около 40 метров). В конце дунавца находится небольшой залив, где оборудована стоянка для частных катеров и небольших прогулочных и туристических судов. Так что попасть в Ковин можно и по воде.

Туристическая организация Ковина https://www.facebook.com/Turisticka-organizacija-Op%C5%A1tine-Kovin-844843179002014/   Сайт общины Ковин http://www.kovin.org.rs/

Единственный и самый большой в мире макет русла Дуная находится в Ковине. Он сделан из бетона, имеет длину 146 м и повторяет все особенности дна, берегов и течения великой реки. Глубина, ширина, заливы, притоки, острова воспроизведены невероятно точно.
Дело в том, что изначально макет предназначался вовсе не для туристов. В 1964 году перед началом строительства ГЭС «Джердап» было необходимо выяснить, как новое сооружение может повлиять на Дунай и его берега, прежде всего на участке от самой плотины до места впадения в реку Тисы. Изготовить соответствующую модель приказал лично Тито.


В планах у Туристической организации общины Ковин – полная реконструкция дунайского макета. Помимо его санации, наполнения водой и использования нового насоса, будет проложена обучающая дорожка вдоль всей 146-метровой модели с информационными табло, подробно рассказывающими об особенностях каждого дунайского километра. Да и сам городок Ковин достоин внимания туристов. Здесь есть, что посмотреть, где отдохнуть и просто почувствовать себя счастливым.

В феврале в Ковине проводится гастрономическая  манифествция «Dani vina» u Deliblatu

Попробовать блюда местной кухни можно в ресторанах «Utva», «Stefanov Konak», «Kod Čileta»,»Ribica»,»Carda Dunavac».

Ресторан «Dunavska Prica 1992» https://www.facebook.com/dunavskaprica1992/

Велико-Градиште. 

  «Путешествие по Дунаю. Белград —Джердапское ущелье». Велико-Градиште Велико Градиште— населенный пункт городского типа, расположенный на северо-востоке Сербии (Браничевский округ) на берегах рек Дунай (на правом) и Пек (на левом). Население составляет около 6000 человек. Велико Градиште лежит на берегу Дуная в 114 км от Белграда. Этот портовый городок – идеальное место для остановки судов, плывущих по Черному морю в Центральную Европу. В Велико Градиште река Пек впадает в Дунай.
Благодаря стратегическому положению на Дунае Велико Градиште служило в 19 веке ключевой точкой экспорта. Церковь Св. Архангела Гавриила 1856 года, которая возвышается над Дунаем, — одна из достопримечательностей города. Построенная в 1879 году высшая школа Велико Градиште находится сразу за церковью. Прогуляйтесь по этой местности, и вы обнаружите городскую Ратушу. Недалеко находится городской парк и рынок.


Для любителей сладкого. В городе находится фабрика компании Eskom, которая является самым крупным производителем тортов на Балканах и шестым по величине в Европе. Компания производит более 60 видов замороженных тортов, печенья и другой кондитерской продукции.
В 3 км. от города находится Сребрно (Серебряное) озеро, место притяжения горожан и туристов. По сути, это одно из старых ответвлений реки, с обеих сторон перекрытое плотинами—дамбами, построенными в районе небольших посёлков Бели— Багрем и Затоне.


Между этими двумя посёлками идет автомобильная дорога вдоль Дуная длиной 8, 5 км. Серебряное озеро сербы ещё часто называют «сербским морем». По очертаниям озеро напоминает толстую кривую и занимает поверхность больше 4 km². Ширина водоёма составляет около 298 м, длина 13,5 км, средняя глубина 7,5 м. Оно окружён несколькими холмами –Горица, Липовача, Велико – и горой Анатема. Воды озера прозрачны благодаря постоянной природной фильтрации. В них обитает множество видов рыбы – амур, сазан, сом, щука, судак и т.д. Не удивительно, что здесь всегда полно рыбаков и любителей отдыха на воде. На озере построено несколько отелей, ресторанов, дачных посёлков. Здесь же находится самый большой в стране авто-кемпинг. В городе есть речная пристань, таможня , подразделение пограничной полиции и речной международный пограничный переход с Румынией : Moldova Veche — Велико Градиште (Veliko Gradiste).


Туристическая организация Велико Градиште https://www.facebook.com/TuristickaGradiste/
На берегу Серебряного озера попробовать местную кухни можно здесь:
—Etno Restoran Brvnara https://www.facebook.com/brvnarakraljevo/
—Etno Kafana Jedro. —Restoran Sidro.—Etno Kafana Jedro. —Код Брке.
В центре города, на набережной рекомендуем посетить :
Ресторан «Dunavska bašta» https://www.facebook.com/Dunavska-bašta-24282569..
Ресторан у городского парка «Kasina kod Ajduka» https://www.facebook.com/kasinakodajduka/

Голубац.



В северо-восточной части Сербии, на берегу Дуная неподалеку от Джердапского ущелья, расположен городок Голубац, получивший название по древней Голубацкой крепости. Когда-то крепость охраняла проход через Железные ворота, а сейчас просто украшает собой местный пейзаж. Еще в I веке до н.э. римляне построили на берегу Дуная укрепление, где в 299 году пребывал римский император Диоклециан.
После падения Римской империи на этой территории, которая всегда имела важное географическое значение, воевали разные войска, разрушая при этом римское укрепление. Когда оно было разрушено до основания, на его месте построили новое. Когда именно, точно не известно, неизвестно также, кто его строил: сербы, византийцы или же венгры. Впервые она была упомянуто в Венгерских грамотах в 1335 году, а чуть позже в турецких хрониках, где говорится, что Голубацкая крепость была в руках сербов вплоть до 1389 года, когда ее после поражения сербского войска на Косово захватил султан Баязит. Это всего лишь одно из подтверждений стратегического значения Голубацкой крепости. Турки долгое время владели крепостью, контролируя дунайское судоходство вплоть до середины 19 века.


В крепости девять башен, высота которых колеблется от 20 до 25 метров, наиболее древними из них считаются пять. Башни соединяются спускающимися с утёса к реке каменными стенами, ширина которых достигает 280 см. В нижней части крепости, на берегу Дуная, находился дворец, защищенный восьмиугольной башней. В период строительства крепости использовалось только холодное оружие, а после изобретения пороха и развития военной техники Голубацкая крепость была укреплена дополнительно. Каменное сооружение на обрывистом берегу Дуная-— одно из двух десятков крепостных сооружений в Сербии, которые являются символом бурной истории сербского народа. После строительства Джердапской ГЭС вода в реке поднялась почти на 30 метров, отчего нижние помещения крепости оказались затопленными.
Голубацкая крепость наряду с Калемегданом в Белграде, Петроварадином в Нови-Саде или Смедеревской крепостью привлекают внимание туристов, которые охотно проводят на реке летний отпуск. У сербов Голубац окутан покровом тайны. Вроде как замок на их территории, но они им долгое время не владели, от этого история замка является белым пятном. Зато Голубац фигурирует в сербских мифах и легендах.


Страница в Фейсбуке Голабац https://www.facebook.com/golubactourism/
Европейский Союз в рамках международного проекта выделил на реконструкцию Голубаца в рамках международного проекта «Культурный маршрут – крепости на Дунае» 6,5 млн. евро. Сейчас крепость находится на реставрации. Развивается и местная туристическая инфраструктура. У стен крепости Голубац начинается национальный парк «Джердап».
Попробовать местную кухню можно здесь :
Kafana sa prenoćištem «Zlatna ribica» ( Кафана «Золотая рыбка» с апартаментами) https://www.facebook.com/zlatnaribica.dm/

  Лепенски Вир. 

Лепенски Вир —-это остатки древнего многослойного поселения на правом берегу Дуная у Железных Ворот, представляющего сoбой наивысшее достижение культуры среднего каменного периода. Лепенски Вир находится в Сербии, на 1004-ом километре Дуная и по рекомендации интернет-гида Atlas Obscura, является одним из мест на планете, в котором туристы должны непременно побывать. Время создания поселения согласно радиоуглеродного анализа составляет 5400—4600 до н. э. и представляет одно из старейших поселений с плановой постройкой.


Национальный парк Джердап вероятно не был бы настолько знаменитым и уникальным, если бы в его комплекс не входил и археологический памятник Лепенски Вир. Специалисты говорят, что благодаря этому открытия миру стало известно о существовании особой доисторической культуры.
Раскопками руководил профессор Драгослав Срейович из Белградского университета. Лепенский Вир это 7 последовательных поселений, где найдены остатки 136 жилых, ритуальных и хозяйственных объектов, датирующихся от 6500 до 5500 годов до н.э. Поселение было раскопано в 1965 году в связи со строительством водохранилища для гидроэлектростанции Джердап 1, а несколько лет спустя его переместили на тридцать метров от места раскопок. Так можно было лучше всего сохранить артефакты, свидетельствующие о долгой и богатой жизни людей в живописном Джердапском ущелье.


По названию места название получила и культура, которая возникала в период перехода от палеолита к раннему каменному периоду – неолиту.
В центре поселения находилось центральное здание, перед которым по направлению к Дунаю располагалась своего рода площадь, а все остальные объекты, стоящие под прямым углом по отношению к центральному зданию, подковой огибали площадь. Пространство между домами представляло собой предтечу сегодняшних улиц. Архитектура Лепенски-вира характеризуется трапециевидными основами, а, судя по всему, у его жителей были своеобразная система измерений, благодаря которой они осуществляли измерения. Все объекты идентичны, с крышей в виде шатра и входом, обращенным к Дунаю. Внутри домов очаги, обложенные камнями.


Для древних людей правый и левый берег были одним целым. Соответственно, искать следы древнего человека необходимо и в Сербии и в Румынии, и делать это нужно комплексно и одновременно, но, насколько я понял,  на левом берегу археологические работы как таковые не проводились. На вершине утёса румынские учёные нашли наконечники от стрел, посуду и другие артефакты. На серьёзные раскопки правительство Румынии денег так и не выделило. Будем надеяться, что это произойдёт позже, и румынские археологи ещё порадуют нас интересными открытиями.

Находки в Лепенски-Вир указывают на то, что люди появились в районе Джердапа очень давно, а своеобразная планировка поселения свидетельствует о высоком уровне развития этой древней культуры. Стоянка была затоплена при строительстве плотин, но все найденные дома и захоронения были перенесены выше по склону гор.

     Дунай вблизи музея Лепенский Вир.

Неподалёку от Лепенски Вира находится медное месторождение Рудна Глава, где находится один из древнейших в Европе рудников (его возраст приблизительно 7 тысяч лет), разрабатываемый людьми неолитической эпохи, которые выплавляли из этой руды медь.

  Смотровые площадки на Дунае (Видиковац).

Вид на Великий Казан со смотровой площадки «Плоче».

Если Вы путешествуете на автомобиле, обращаем внимание на смотровые площадки (Vidikovac), оборудованные вдоль автомобильной трассы в местах, где Дунай в окружении скал выглядит наиболее впечатляюще. На смотровых площадках стоят деревянные «грибки», скамейки, информационные стенды. Площадки являются своеобразными указателями туристических остановок, т.е. места для каждой из них выбраны неслучайно. Поездка вдоль самых узких мест Дуная с несколькими остановками на смотровых площадках наполняют Ваше путешествие очень сильными впечатлениями. Здесь надо также иметь ввиду то, что до некоторых таких площадок надо достаточно долго добираться пешком.  На сайте Национального парка Джердап можно ознакомиться с правилами пешеходных прогулок http://turizam.npdjerdap.rs/ .

Вот наиболее интересные смотровые площадки: Kovilovo, viewpoint, Ploče, viewpoint, Veliki Štrbac, viewpoint, Mali Štrbac, viewpoint, Greben, viewpoint. Если решили идти самостоятельно, всё-таки сначала ознакомьтесь с информацией на сайте национального парка, в противном случае можно просто запутаться.

 

Видиковац Великий Штрабац                                                                                        Видиковац Плоче

Пешеходные тропы начинаются от местечка Пецка Бара, для этого надо проехать по шоссе, идущим вдоль Дуная от города Доньи Милановац в сторону посёлка Текия около 20 км, мимо поселков Голубинье и Мало Голубинье. После туннеля на этой дороге, справа по ходу движения увидите небольшой паркинг с питьевым источником и биотуалетами — это и есть Пецка Бара, здесь же и следует оставить машину. Пройдя вперед по шоссе около 500 метров, справа увидите шлагбаум и тропу, уходящую в лес — это место начала пешеходного путешествия.

Круговая тропа, охватывающая самые интересные видиковцы Джердапа — Плоче, Мали Штрабац, Велики Штрабац и Мали Прилаз, растянута на 19 км (самая нижняя точка на высоте 89 м, а самая высокая — Велики Штрабац на высоте 768 м). Без Малого Штрабца протяженность маршрута составит 15 км. Прохождение непросто для неподготовленного человека, поэтому можно выбрать и небольшой путь только до одной смотровой площадки, самый короткий из них до видиковца Плоча составляет около 3,5 км (в одну сторону) с уклоном тропы 20%.

Ещё одна интересная смотровая площадка Ковилово (высота 398 м над уровнем моря) находится в 4х км выше этно-комплекса «Kapetan Mišin breg» по дороге Доньи Милановац – Майданпек. Но какой бы из маршрутов вы не выбрали, все усилия будут многократно вознаграждены захватывающими видами Джердапского ущелья и окружающей природы.

                                                       Vidikovac Decebel. В 4-х км. от Текии в сторону Дони Милановац. 

  Доньи Милановац. 

Город Доньи Милановац (до 18 века — Пореч) расположен на берегу Дуная, практически в середине  Джердапского ущелья. Здесь Дунай имеет ширину 1800 метров и достаточно спокоен, поэтому это идеальное место для катания на лодке и занятий другими водными видами спорта.  Городок по сербским меркам небольшой , его население составляет около 3000 человек. Доньи-Милановац город совсем молодой. Он возник всего 40 лет назад. После постройки Джердапской ГЭС уровень воды поднялся на 30 метров. Старый Милановац был затоплен, а тремя километрами ниже по реке, на искусственно созданном плато был построен новый Дони Милановац «по принципам современного градостроения, с водопроводом и благоустроенной набережной.»

Считается, что Джердапское ущелье в этом месте  самое красивое. Его крутые стены спускаются на 300 метров к Дунаю. Русло реки достигает в ширину 150-170 метров. Близлежащий каньон Велики казан (Большой котел) изобилует водоворотами, глубина некоторых достигает 71 метра ниже уровня моря.

В городе имеется вся необходимая инфраструктура для полноценного отдыха —  городская набережная, городской пляж, речная пристань,  отели, магазины,  кафаны, рестораны.   В городе существует пограничный переход, и в соседнюю Румынию можно попасть на катере. Он ходит 3 раза в день по расписанию. С 1992 года в городе  функционирует полностью оборудованный международный пассажирский порт. Летом прошлого года в Дони-Милановце  сделали остановку 92 иностранных круизных лайнера  с 18 000 туристов.

Работает городской туристический инфоцентр на улице Краля Петра 1.   Инфоцентр открыт ежедневно до 21.00 (по субботам и воскресенья до 14.00). Рядом, в соседнем здании, открыт Инфоцентр Национального парка Джердап. Если Вы находитесь в городе, то рекомендуем посетить  оба инфоцентра  для получения полезной информации,  в частности проспектов и карт. В инфоцентре Национального парка можно сразу приобрести входные билета в сам парк (стоимость 250 динар).

Дони Милановац на Ютубе https://youtu.be/I2SXOJI6mrU
Остановиться можно в отеле «Лепенски вир» https://hotellepenskivir.co.rs и
в апартаментах Маркович https://donji-milanovac.rs.

Отведать дунайской рыбки можно в кафане  «Lepenska Ribica» https://www.facebook.com/Lepenska-Ribica-686161718180660/

Попробовать местную кухню можно  и в других заведениях местного общепита:

«Restoran sa prenoćištem «Lepenac» https://www.facebook.com/Restoran-sa-prenoći..
Restoran «Poreс» https://www.facebook.com/porecdm/
Кафана ,,Čarobna ribica» ( Волшебная рыбка) https://www.facebook.com/carobnaribica/

Если у Вас есть в запасе немного времени,  в Дони Милановац можно сбежать от цивилизации на несколько дней. Благоустроенный пляж, свежая дунайская рыба, роштиль на каждом шагу, прогулки на катере по Дунаю, красивая природа. Для русского человека очень напоминает отдых где-нибудь на морском побережье… Ничего не надо делать — только отдыхать и наслаждаться жизнью. Ну что еще нужно человеку для его маленьких радостей ?

  Этно-комплекс «Kapetan Mišin breg».


Этно-комплекс «Kapetan Mišin breg»расположен в 5 км. от города Дони Милановац вверх по течению Дуная, и в 186 км. от Белграда. Этно-комплекс расположен на месте, с которого известный торговец солью, судовладелец и меценат капитан Миша Анастасиевич провожал взглядом свои корабли. Капитан Миша Анастасиевич – исторический персонаж, уроженец этих мест. Князь Милош Обренович назначил его «Капитаном Дуная» – по сути дела наместником князя на реке.

С обзорной площадки этно-комплекса открывается фантастический вид на Джердапское ущелье. Можно отведать блюда сербской кухни и остановиться на ночлег. В комплекс входит выставка из более чем 400 деревянных скульптур, галерея художественных картин и небольшой музей вина.  Этно-комплекс пользуется большой популярностью у туристов.

Рыбацкий посёлок Текия (Tekija).


Рыбацкий посёлок Текия находится в 33 км. от Дони Милановца по дороге №34 по пути в Кладово. На машине можно доехать за 30 минут. От Текии до Кладово, конечного пункта следования туристических кораблей, остается всего 30 км.Текия расположена ниже горы Мирок, с видом на румынский город Оршову. Название Текия турецкое. Здесь с 15 века вплоть до 1857 года жили турки, точнее перешедшие в ислам сербы, большинство из них были рыбаками, знал фарватер, нанимались на корабли лоцманами. Поселение было впервые упомянуто в записках Первого сербского восстания.


Во время строительства гидроэлектростанции Джердапе I старый посёлок был затоплен, а новый был построен на горных террасах выше старого на 45 метров. Текия является немаловажным туристическим местом на Дунае. В посёлке проживает около 1000 человек. Есть начальная школа, два продовольственных магазина, два ресторана, почта, небольшой красивый парк, детская игровая площадка, пляж, туристическая пристань. На пляже есть небольшая волейбольная площадка, детская игровая площадка, зонтики от солнца, а также душевые и туалет. На пляже работает семейный ресторан «Joca Donut». http://www.jocakrofna.com/ . В вечернее время можно поужинать в ресторане «Panorama» с красивым видом на Дунай. В обеих ресторанах в меню всегда есть рыбные блюда. При ресторанах для туристов есть апартаменты для размещения. И что немаловажно, особенно для российских туристов из средней полосы, в Текии нет комаров. На пляже работает бар «Plaža Bar — Tekija».


Это очень популярное место для любителей рыбной ловли. Традиционный рыбацкий фестиваль «Zlatna bućka», который проводится ежегодно в конце августа, привлекает многочисленных рыбаков и туристов.
Манифестация «Zlatna bucka Djerdapa»-— https://www.facebook.com/Tekija-na-Dunavu-253939471333376/
Сайт манифестации «Zlatna bucka Djerdapa» — http://www.zlatnabucka.com/index.html

Пляж в Текии.
В Текии можно арендовать катер и совершить небольшое, но очень насыщенное путешествие по Дунаю. Путешествие проходит через живописные ущелья — Велики Казан и Мали Казан. За 1, 5—2 часа можно успеть посетить все наиболее известные местные достопримечательности: высеченная в скале скульптура Децебала, монастырь Мракония, табула Трояна, Хайддучка воденица. Более подробно об этом путешествии мы расскажем в следующем материале.
Рыбацкий фестиваль «Zlatna Bućka Djerdapa» ( Tekija-Avgust-2016 ) https://youtu.be/S6VIGmuQLfQ

Рыбацкий фестиваль “Златна бућка Ђердапа“.

 
В конце августа в Текии будет проходить ежегодный 2-х дневный рыболовецкий фестиваль “Златна бућка Ђердапа“ (Золотая Бучка). Перевести можно как «Золотой шум». Это такое деревянное приспособление, периодически ударяя которым по воде или борту лодки заставляют сома подняться со дна реки. Народная молва говорит, что первыми рыбаками, использовавшие такой способ ловли сома, стали солдаты сербской армии ещё в 19 веке. После обеда солдаты в реке мыли свою деревянную посуду, постукивания которой о воду привлекали дремавшего на глубине сома.

Сербы стали называют это «ловом сома на бучку», т.е. на шум, отсюда и название соревнований. В настоящее время это приспособление для ловли сома может быть как деревянным, так и металлическим , чаще всего алюминиевыми. Соревнования проводятся с 1984 года, и имеют свои старые, устоявшиеся традиции.

                                             Немного о традициях. Фотография с первого фестиваля, проведённого в 1984 году.
В России есть похожий способ ловли сома. Называется ловля сома на квок. Квок — деревянная или металлическая колотушка, производящая булькающие звуки при ударе по воде (отсюда название). Удар квока слышится как громкий щелчок, при этом сом покидает яму и движется по направлению к источнику звука.
Сайт фестиваля «Zlatna bucka Djerdapa» — http://www.zlatnabucka.com/index.html

  Экскурсия по Дунаю  на туристическом теплоходе из Текии.   Табула Трояна, Скульптура Децебала, монастырь Мракония,  Хайддучка воденица.

Джердапское ущелье – это система, включающая в себя четыре ущелья и три котловины. Самое узкое место ущелья — Казан (Большой и Малый Казан — они идут два подряд) — начинается в районе города Дони Милановац. В Текии можно арендовать туристический корабль «Brod Aquastar Maxim» и совершить небольшое, но очень насыщенное путешествие по Дунаю. Путешествие проходит через живописные ущелья —  Большой и Малый Казан. «Brod Aquastar Maxim»  https://www.facebook.com/aquastarmaximboat/

 Tabula Traiana (Табула Трояна).  Траянов мост — самый длинный мост античности, перекинутый в 103—105 годах по проекту Аполлодора Дамасского через Истр (Дунай) к востоку от Железных ворот. Это был первый в истории мост через вторую по величине реку Европы. Строился мост в сжатые сроки в преддверии готовившейся римским императором Траяном войны с даками. Длина моста составляла более километра (предположительно 1135 метров). С обеих сторон он был защищён крепостными сооружениями. Опоры моста находятся на Дунае поблизости от городов Дробета-Турну-Северин (Румыния) и Кладово (Сербия). В 1856 году рекордное обмеление реки обнажило все 20 опор. Они мешали речному судоходству, и после долгих дебатов 2 опоры были снесены в 1906 году. К 1932 году сохранилось 16 опор, а в 1982 году археологами было зафиксировано только 12. Траянов мост не простоял и полувека. Император Адриан повелел разрушить его, дабы затруднить варварам переправу через Дунай.

Табула Трояна.Начало 20века.                                                        Поднятие Табулы Трояна во время строительства электростанции Джердап 1

На берегу Дуная частично сохранилась высеченная в скале надпись — Tabula Traiana, в которой Траян сообщает потомству о завершении строительства военной дороги и моста. Длина надписи — 4 метра, высота — 1,75 метра. В 1972 году, во время строительства электростанции Джердап 1   мемориальная доска была перенесена со своего первоначального места на более высокое, так как уровень воды после запуска электростанции поднялся на 30 метров. Находится в 1, 5 км. от Текии вверх по течению реки на сербской стороне.

Скульптура Децебала. Своеобразное произведение искусства новейшего времени, перекликающегося с далекой стариной — 42-метровое изображение лица царя даков и главного противника императора Траяна — Децебала (49-106 гг.), в 1994-2004 гг. высеченное в скале на берегу Дуная вблизи Оршовы и ставшее крупнейшим скальным рельефом Европы. Двенадцать скульпторов почти 10 лет вырезали ее в скале.

Самый большой монумент в Европе, высеченный из монолитной скалы, расположен на границе Румынии и Сербии. Скульптура царю дакийцев Децебалу (86 — 106 гг. н. э), славившемуся частыми набегами на Римскую империю, возводилась в течение десяти лет; работы были завершены в 2004 году. Над изваянием высотой 40 метров и шириной 25 метров трудились двенадцать скульпторов-альпинистов. Место выбрано не случайно: именно здесь, в узком каньоне Дуная, римский император Траян в 105 году одержал окончательную победу над войском Дакии, наведя мост через реку. Децебал, не пожелавший сдаваться в плен, совершил самоубийство. Для создания композиции было использовано более тонны динамита. Скала, послужившая основой монументального бюста дакийского царя, возвышается над каньоном Джердап. Статуя Децебалу, стоимость создания которой составила более миллиона долларов, была возведена по заказу румынского бизнесмена и историка Иосифа Константина Дрэгана.  Находится в 4 км. от Текии  вверх по течению реки на румынской стороне.

Монастырь Mraconia (Мракония) расположен на левой, румынской стороне Дуная, у деревни Духово, в 15 км к западу от города Оршовы. Монастырь Мракония был построен на месте бывшего пункта наблюдения (сигнальная станция) за прохождением судов на Дунае, поскольку из-за рельефа дна Дуная до постройки плотины Джердап I было невозможно прохождения двух встречных судов. Эта тема заслуживает отдельного материала, что мы и сделаем в ближайшее время.Эти ограничения и максимальные нарушения реки были названы «Дунайскими котлами», по мнению многих, самым красивым местом в стране. Монастырь Мракония также был известен как Монастырь Дунайской долины.

Хайдучка воденица (Hajdučka vodenica). Самое красивое ущелье, без сомнения, это Велики казан (Большой казан). Его вертикальные стены поднимаются над Дунаем и до 300 метров, а многочисленные омуты достигают глубины в 90 метров. Из Большого казана есть вход в Малый казан, шириной около 300 м с отвесными скалами по краям. Он завершается на 966 километре Дуная местом под названием Хайдучка воденица (гайдуцкая водяная мельница). Это такой своеобразный оазис посреди каменных громад Джердапа. Капитаны туристических и прогулочных судов выбирают это место для обязательной стоянки.

Джердапская регата.

В 2020 году, в конце июля, будет проходить 19-я традиционная трехдневная Джердапская регата— «Đerdapska regata. Tekijа do Kusjak » (Текия — Кусьяк). Регата организована как туристическое мероприятие, а не как соревнование. Лозунг регаты—«Главное не победа. а участие». Длина маршрута—92 км. В регате принимают участие моторные лодки, яхты, каяки, байдарки. Средняя скорость плавсредств в среднем от 6 до 7 миль в час. Ежегодно в регате  участвуют около 200 спортсменов и водных туристов со всей Сербии.

     Перед стартом. Пляж Текия.

В первый день регаты проходят 26-километровый этап. Он безусловно является наиболее интересным, так как его участники проходят через судопропускные сооружения ГЭС Джердап 1. Стоянка и ночёвка запланирована в местечке Мала Врбица. Поужинать можно в кафане «Svetozar Paunović», которая находится в Малой Врбице. Второй этап от Малой Врбицы до Брза Паланки является самым длинным и составляет 46 километров. В третий и последний день участники регаты проходят 20 километров от Брза Паланки до Кусьяка.

Хозяйственный плот. Цепляют к мощному катеру—и вперёд по Дунаю. Ну и запечь поросёнка по ходу движения.
Без него и регата не регата. Прхождение через судопропускные сооружения ГЭС Джердап-1. Вместе с поросёнком.

Заканчивается регата на симпатичном дунайском пляже под названием «Kupaliste kusjak». Можно перевести как место для купания и пляж. Разумеется, и на этом пляже также имеется славное заведение общепита «Cafe Bar Laguna», где можно отведать свежей дунайской рыбы. В 2-х км. вниз по течению находится ГЭС Джердап 2. Далее яхты и моторные катера пойдут обратно в Текию вверх по течению. А для каяков и байдарок организаторы регаты предоставят грузовой транспорт.

Djerdapska Regata https://www.facebook.com/Djerdapska-Regata-188694804515802/

 Железные ворота (Iron Gatе).

В трудах древнеримских авторов эта порожистая теснина называлась Катаракты, от латинского cataracta, что значит «порог» или «водопад». Название Джердап, а также бывшее сербское название Демир-Капиджа — турецкого происхождение, следствие долгого оттоманского владычества в этих местах. Демир-Капиджа происходит от турецкого «демиркапи», или «железные ворота», а Джердап — от «гирдап», или «водоворот», «воронка». Еще до избавления от турок сербы и румыны начали использовать обозначение этого района на родном языке. Сегодня сербы называют его Джер-дапска клисура, или Джердапский проход: от греческого «клейсоура», или «проход». Причем последний участок ущелья именуют просто Джердап. Румыны употребляют обозначение Порциле-де-Фьер, или Железные Ворота.

Прохождение через Железные ворота. 1896 год.

Железные Ворота (Iron Gatе) — сужение в долине Дуная в месте сближения Карпат и Стара-Планины (речные ворота) на границе Сербии и Румынии ниже румынского города Оршова. Длина — 15 км, ширина — 162 м. На правом берегу раскинулся национальный парк Джердап (Сербия), на левом берегу национальный парк Железные ворота (Румыния). Самые древние из ныне присутствующих обитателей области Железных Ворот — полукочевые скотоводческие племена романоязычных валахов (балканороманская группа). На северном берегу их потомками являются современные румыны. На южном берегу ныне проживают как сербы, так и сербские влахи.

Быстрины и порог в русле реки Дунай, называемый Переграда, препятствовал нормальному судоходству вплоть до строительства Сипского обходного канала в 1896 году длиной в 2,5 км. В 1964 — 1972 годах Югославией и Румынией при научно-техническом содействии СССР была создана современная судоходная система, были возведены плотины и две мощные гидроэлектростанции (Джердап I и Джердап II). Крупнейший город ущелья — Дробета-Турну-Северин (Румыния).

      Железные ворота. С картины художника. Начало 20 века.

 Железные ворота– это не творение рук человеческих, выполненное из стали, это дар матушки природы, живописное ущелье Дуная. Гигантские скальные ворота находятся на самой границе Румынии и Сербии. Это место невероятно прекрасно и настолько величественно, что, кажется, ни одна страна в мире  не захотела бы с ним расставаться. В широком смысле, Железные Ворота охватывают огромное пространство Дуная в 134 км, в узком смысле – это лишь последний барьер на этом пути, расположенный за румынским городком Оршова, на юге Сербии и на севере Румынии, в том месте, где Дунай отделяет Карпаты от Балканских гор.

За сербским городом Доньи Милановац, находятся два близко расположенных ущелья — Большой и Малый Казан (от турецкого слова «казан» — котел). Это и есть Джердап в его «узком смысле»: здесь река сужается всего до 150 м, ее глубина достигает 53 м, а скалистые берега поднимаются до высоты 300 м. Создается впечатление, что здесь скалы сходятся вплотную. Скалы и опасные пороги оставили весьма печальный след в истории судоходства: неподалеку от ущелья «Железные ворота» река расширяется, ее уровень падает, а скалистое дно почти обнажается. Многие корабли потерпели крушения здесь. Со временем люди разбили дно, используя динамит, но до сих пор морские суда с трудом проходят этот участок пути. 

Последнее ущелье Джердапа — Сипска клисура. Сразу за ним, ниже по течению, долина резко расширяется, глубина ее падает также значительно. Прежде скалистое дно в этом месте почти обнажалось, русло усеивали огромные пороги, скорость течения также была очень велика. Пороги в русле реки были столь крупны, что даже носили собственные имена. Самый большой назывался Переграда и препятствовал судоходству.

Дунай — одна из главных транспортных артерий для множества государств на протяжении всей европейской истории, но он стал судоходен на всем своем протяжении лишь после того, как был пробит обходной канал через порог Переграда. Быстрины и порог в русле реки Дунай, называемый Переграда, препятствовал судоходству вплоть до строительства Сипского обходного канала  в 1896 году длиной в 2,5 км. На набережной Сипского обходного канала была построена Сипска локомотивска вуча (Сипская локомотивная тяга) — железнодорожная система. Железнодорожные локомотивы начали буксировать пароходы и баржи вместо речного буксира. В прицепленном к локомотиву специальном вагоне была паровая лебедка с тросами, которые передавались на буксируемый корабль. Лебёдкой в вагоне управлял оператор.

                                                                                                               Сипский канал

Инициатором строительства обводного канала вокруг Железных Ворот выступил в 1831 г. венгерский политик-реформатор граф Иштван Сеченьи (1791-1860), а добился финансирования проекта другой венгр — министр путей сообщения Габор Барош (1848-1892), за жесткий характер прозванный Железным министром. В то время этот край входил в состав Австро-Венгрии, и сооружение каналов, обходящих Железные Ворота, давало возможность Венгрии открыть для себя торговые пути на восток. Сознавая громадную политическую ответственность, Барош лично инспектировал строительство. В 1892 г. он простудился на реке и скончался. В день его похорон был объявлен общенациональный траур.

В действительности, в 1898 г. был создан не один канал, а несколько, расположенных последовательно, общей длиной более 15 км. Результат работы довольно сильно разочаровал венгерские власти, не предусмотревшие возможные последствия столь торопливого строительства. А все дело в том, что течение в некоторых каналах стало невероятно сильным. И вплоть до 1973 г., когда каналы ушли под воду нового искусственного озера, суда приходилось тянуть вверх по течению с помощью локомотивов. В настоящее время русла каналов на дне Дуная отмечены буями.  Этот совместный румыно-югославский проект начался в 1964 г. при научно-техническом содействии СССР. В 1972 г. была возведена плотина с гидроэлектростанцией, получившая название «Джердап I». В 1984 г. была построена ГЭС «Джердап II». Комплекс включает также систему шлюзов для прохода судов. ГЭС находится в совместной собственности Сербии и Румынии: каждой стране принадлежит 50% мощности и выработки станции. «Джердап I» — крупнейшая ГЭС на Дунае и одна из самых мощных в Европе.

Не обошлось без потерь: уровень воды возле дамбы поднялся на 35 м, старые кварталы города Оршова, дунайский остров Ада-Кале и несколько деревень были затоплены, переселены 17 тысяч человек. Тем не менее значительного разлива дунайских вод после заполнения водохранилища удалось избежать благодаря узости и высоте ущелий.

Остров Ада-Кале до затопления.

Сигнальные станции.  До постройки джердапской плотины два корабля не имели никаких шансов пройти через ущелье Казан одновременно. Для того, чтобы капитан имел представление, должен ли он пропустить другое судно, в нескольких местах клисуры установили огромные алюминиевые шары – „балоны“. На сербской стороне сигналы посылала станцияВарница“, а на румынской – „Мракония“. Сегодня „Варница превратилась в туристический информационный центр, а её румынская коллега стала православной часовней.

 А вот сигнальная станция «Пена» сейчас – художественное ателье Радисава Тркули. Когда-то для мореходов это место было самым опасным – Дунай здесь сужается, а воды его остаются необычайно бурными, скрывая под собой острые выступы скал. Недалеко стояла Гайдуцкая мельница, прекрасно вписывавшаяся в окружающий её пейзаж. Сигнальная станция получила своё название по ближайшему водовороту. Это единственное место в Сербии, где Румыния оказывается на западе. Когда-то здесь проходила и граница древнеримской империи. «Пена» полна исторических легенд.

Гидроэлектростанция Джердап I (Железные ворота I).  


Джердап I— гидроэлектростанция на Дунае на границе Сербии и Румынии, в сужении Железные ворота в 943 км от устья Дуная. Этот совместный румыно-югославский проект начался в 1964 г. при научно-техническом содействии СССР. В 1972 г. была возведена плотина с гидроэлектростанцией, получившая название «Джердап I». В 1984 г. была построена ГЭС «Джердап II».
Комплекс включает также систему шлюзов для прохода судов. ГЭС находится в совместной собственности Сербии и Румынии (каждой стране принадлежит половина мощности и выработки станции). Джердап I является самой крупной ГЭС на Дунае и одной из самых мощных в Европе (также — самой мощной на территории Евросоюза).
На момент ввода в эксплуатацию она была 10-й по мощности ГЭС в мире. В 11 км. от ГЭС находится сербский  город Кладово.

  Шлюз для прохода судов

Принципиальные договоренности о строительстве электростанции в районе Джердапа на 943-м км от устья Дуная были достигнуты 23–27 июня 1956 г. в ходе визита югославской делегации во главе с Й. Брозом Тито в Румынию. Было решено провести переговоры комиссий двух стран, на которых предполагалось разработать план и программу этого амбициозного проекта. На основании достигнутых договоренностей была создана постоянная югославско-румынская комиссия, которая должна была координировать работы по строительству ГЭС. Первое ее заседание состоялось в Белграде с 17 по 25 июня 1957 г.

Интерес СССР к гидроресурсам Нижнего Дуная проявился в январе 1963 г. На заседании Президиума ЦК КПСС Н.С. Хрущев рассуждал: «Сейчас острый недостаток электроэнергии в Чехословакии. Они просят у нас помощи. У нас в этом районе нет дешевой энергетики.  А Железные Ворота – выгодный энергетический узел. В этом заинтересована Румыния, заинтересована Болгария, заинтересованы Венгрия и Чехословакия».В начале марта 1963 г. Хрущев разослал всем лидерам стран СЭВ (а также югославам) письмо, в котором подчеркнул положительный опыт решения вопросов развития топливноэнергетической и сырьевой базы в рамках многостороннего сотрудничества. Видимо намекая на затяжные югославско-румынские переговоры, он выразил сожаление, что отдельные проблемы развития электроэнергетики рассматриваются годами в различного рода комиссиях и подкомиссиях, а их практического решения нет длительное время.

Проектирование и строительство ГЭС «Джердап» шло очень долго с перерывами, мешал как разрыв советско-югославских отношений в 1948-1949 гг., так и осторожная политика Югославии и Румынии в отношении друг друга. Обе стороны настолько желали сохранить самостоятельность во владении своей частью ГЭС, что советские специалисты разработали и осуществили для них проект, невиданный в истории гидроэлектроэнергетики. На разных берегах реки были построены два идентичных машинных зала, принадлежащие Югославии (сегодня — Сербии) и Румынии.

14 апреля 1963 г. Й. Броз Тито отправил Н.С. Хрущеву ответное послание. В нем он рассказал советскому руководителю о той огромной подготовительной работе, которую проделала Совместная югославско-румынская комиссия, и предположил, что уже во второй половине 1964 г. в секторе Джердапа может начаться строительство. Тито отметил большой энергетический потенциал Югославии и выразил готовность наладить поставки электроэнергии в соседние страны. Он подчеркнул, что в районе Железных Ворот планируется строительство не только энергетической, но и судоходной системы. Строительство плотины электростанции предусматривало создание аккумуляционного озера около 110 км длиной, что облегчало использование этого участка Дуная для судоходства, снизив скорость течения реки и подняв уровень воды в опасных местах. Тем самым предполагалось повысить пропускную способность этого участка Дуная с около 12 млн тонн до 60–80 млн тонн груза ежегодно .

Поэтому высказался за то, чтобы в финансировании работ, которые должны были увеличить пропускную способность этой части реки как минимум в 4–5 раз, приняли участие все подунайские страны. И, наконец, высоко оценив советское предложение о предоставлении помощи, он пообещал, что Югославия обратится к СССР с просьбой о поставке строительной техники, электромеханического оборудования и проведении необходимых технических консультаций48. Таким образом, югославская сторона, по сути, давала Москве понять, что готова принимать финансовую, материальную или техническую помощь, но считает строительство и эксплуатацию электростанции исключительно делом Югославии и Румынии.

Таким образом, лето 1963 г. стало переломным моментом, как по вопросу строительства гидроэлектростанции в районе Железных Ворот, так и в югославско-румынских отношениях в целом. Несмотря на то, что в СССР это могло быть воспринято как некий вид политической демонстрации против его недавних предложений по Джердапу, было принято окончательное решение о постройке системы на двусторонней основе. 12 июня 1963 г. в Бухаресте был парафирован «Договор о строительстве гидроэнергетической и судоходной системы Джердап». Договор предусматривал принцип одинаковых издержек и выгоды сторон. На каждом берегу предполагалось построить технически идентичные электростанции, плотина пополам делилась на югославскую и румынскую части. Каждая сторона строила свою часть объектов и должна была нести эксплуатационные издержки на своей территории.

11–22 марта 1964 г. в советской столице состоялись переговоры, на которых хозяева пошли навстречу практически всем просьбам югославской делегации. Были достигнуты договоренности об экспертизе проекта ГЭС со стороны советских специалистов; об отправке югославских инженеров в СССР для знакомства с советским опытом; о поставках на выгодных условиях ряда механизмов для гидроэлектростанции (например, шесть турбоагрегатов). Кроме того СФРЮ получила кредит в размере около 35–40 млн долларов на закупку гидромеханического и электромеханического оборудования, причем изначально запрашивалась сумма всего в 25 млн долларов.

В сентябре 1964 г. состоялась югославско-румынская встреча на высшем уровне по случаю торжественного открытия строительства гидроэлектростанции Джердап. Предварительные работы начались в июле 1964 г., но официальную церемонию было решено провести в присутствии лидеров двух стран. Символично, что Тито прибыл на место церемонии по реке на корабле «Шумадинка». Помимо несомненного транспортного, экономического и политического значения, возведение такого мощного индустриального объекта имело большую важность для хозяйственного развития Восточной Сербии – одного из самых технологически отсталых регионов республики.

16 мая 1972 г. Й. Броз Тито и новый румынский лидер Н. Чаушеску торжественно открыли гидроэнергетическую и судоходную систему Железные Ворота66. В 1976 г. во время визита Чаушеску в Югославию был заключен договор о строительстве гидроэлектростанции Железные Ворота II (на 863-м км Дуная). 3 декабря 1977 г. руководители двух государств присутствовали при начале работ, которые были завершены в 1984 г., через два года после смерти Тито и за пять лет до падения режима Чаушеску. Последние десять агрегатов с югославской стороны были запущены и вовсе в 2000 г.

Не обошлось без потерь: уровень воды возле дамбы поднялся на 35 метров, старые кварталы румынского города Оршова, дунайский остров Ада-Кале, город Дони Милановац,  село Текия и  другие прибрежные села были затоплены. Было переселено более 20 тысяч человек. Строительство плотин привело к поднятию уровня воды настолько, что глубина Дуная местами стала достигать ста метров. Тем не менее, благодаря узости и высоте ущелья сильного разлива воды не произошло, а наличие с обеих сторон от реки заповедных земель позволило сохранить растительный и животный мир региона.

В тоже время стало возможным нормальное полноценное судоходство по Дунаю благодаря построенным вместе с плотиной системе шлюзов для прохода судов. Пл плотине был организован  пограничный переход между Сербией и Румынией. После строительство ГЭС в обиход вошло определение  Джердапское водохранилище (серб. Ђердапско језеро). Длина более 100км., максимальная глубина — 100 метров, площадь 253 км², из которых 163 км² на сербской, и 90 км² на румынской стороне. Джердап является четвёртым по площади водоёмом на Балканах и крупнейшим в Сербии. Самые высокие уровни воды в мае и июне, а самые низкие в сентябре, октябре и ноябре.

 

 Кладово.

Кладово — город на востоке Сербии, административный центр общины Кладово в Борском округе. Город расположен на правом берегу Дуная, на противоположном берегу находится румынский город Дробета-Турну-Северин. Население Кладово составляет около 10 тыс. человек. Кладово является последним городом, который посещают туристические корабли из Белграда. Город окружен невысокими горами, известными знатокам вин как Неготинское виногорье. В промышленной зоне Кладово работает самая успешная речная судостроительная верфь Сербии-— «Shipyard Kladovo».


Для региона характерен умеренныйк континентальный климат и большое количество солнечных дней в году. В самом центре города — для природных озера, питающихся подземными источниками. В городе есть пляж, протяженностью около 1 километра. Также есть марина для яхт и туристических кораблей, современный закрытый спортивный комплекс и несколько футбольных полей. Кладово — город богатого культурно-исторического наследия со времен Римской империи, известен также своим археологическим музеем. Материальные свидетельства этого периода видны в основном с реки. Во время речного круиза по Дунаю туристы увидят руины моста Траяна .О периоде турецкого господства свидетельствует крепость Фетислам 16 века, расположенная на въезде в Кладово.
Если вам случится побывать в Кладово, прогуляйтесь вдоль берега Дуная – вам покажется, будто вы гуляете по морскому побережью. Ежегодно в городе проводятся Джердапская регата и самый большой в этом регионе этнофестиваль. Кладово – это такая небольшая этно-зона, объединяющая четыре рядом стоящих села. Если вы попадете сюда, то заметите следы традиционной деревенской архитектуры, обычаев и стиля жизни.


Город небольшой, центр можно обойти за 30-40 минут. В городе есть несколько отелей. Два из них, «Ђердап» и «Aquastar Danube» находятся прямо на берегу Дуная. Отведать блюда местной кухни можно в ресторанах «Kafanica», «Jezero,» а также в кафанах «Tekijanka Plus», «Danguba», «Kafana 82», «Kum Goran». Все они находятся в шаговой доступности от городского пляжа (200-300 метров). Перечень далеко не полный, есть ещё около двадцати заведений общепита. Это на городок с населением 10 тыс. человек. Так что голодными не останетесь. На пляже находится «Fish restaurant Terasa», где можно попробовать свежую дунайскую рыбу.
Kafanica «Elite» —-https://www.facebook.com/Kafanica-Elite-922331301188642/
Restoran «Јezero»-— https://www.facebook.com/restoranjezero.kladovo/

                     Kafanica «Elite»

Restoran «Јezero»

   От Римской до Османской империи. 

Траянов мост — самый длинный мост античности, перекинутый в 103—105 годах по проекту Аполлодора Дамасского через Истр (Дунай) к востоку от Жележных ворот. Это был первый в истории мост через вторую по величине реку Европы. Строился мост в сжатые сроки в преддверии готовившейся Траяном войны с даками. Длина моста составляла 1135 метров. С обеих сторон он был защищён крепостными сооружениями.


Траянов мост не простоял и полвека. Император Адриан повелел разрушить его, дабы затруднить варварам переправу через Дунай.
Опоры моста находятся на Дунае поблизости от городов Дробета-Турну-Северин (Румыния) и Кладово (Сербия). В 1856 году рекордное обмеление реки обнажило все 20 опор. Они мешали речному судоходству, и после долгих дебатов 2 опоры были снесены в 1906 году. К 1932 году сохранилось 16 опор, а в 1982 году археологами было зафиксировано только 12.

Опоры Траянова моста на румынской стороне.                                                                 Опоры Траянова моста на сербской стороне.
Кладовски-Град или Фетислам — крепость в Сербии, располагающаяся на берегу Дуная в нескольких километрах от Кладово. Была воздвигнута турками в 1524 году как плацдарм для захвата приграничных венгерских областей и вторжения в Трансильванию.

Помимо этого, крепость выполняла и оборонительную функцию вместе с такими крепостями как Смедерево, Кулич, Рам и Голубац. Во время австро-турецких войн в 1717-1737 годах крепость вновь стала важным военным центром, была расширена и получила шесть новых бастионов. Очередное увеличение и усиление она пережила в 1818 году, после двух сербских восстаний. В 1867 году вместе с еще шестью крепостями она была передана князю Михаилу Обреновичу. Археологические и консервационные работы велись в крепости в 1973—1977 годах и в 1981—1984 годах. После постройки ГЭС Джердап II крепость была частично затоплена. В настоящее время находится под защитой государства как памятник культуры.

Прахово. ГЭС.Джердап II.
Гидроэлектростанция Прахово. ГЭС Джердап II.
В предыдущем материале было отмечено, что Кладово является последним городом, который посещают туристические корабли из Белграда. Здесь мы решили рассказать о Прахово. Этот совсем небольшой дунайский посёлок начиная ещё с начала 19 века неоднократно оставлял свой след в истории российско-сербских отношений.

Пристань Прахово. Конец 19 века.
В 19 веке торговые отношения между Россией и Сербией регламентировались посредством соглашения между Российским Дунайским Пароходством и Сербским Королевским привилегированным пароходным Обществом. Первое такое соглашение было подписано 15 октября 1893г. Сербы исторически были расположены к русским , вполне доверяли русским фабрикам, ценя их качество. В тоже время сербы всячески старались культивировать в своей стране продукцию русского производства. Помимо керосина , который в Сербию шёл исключительно из России, в Сербию поставлялись пищевой спирт, сахар, солёная рыба, продукция металлургической промышленности, так как в Сербии активно развивалось железнодорожное строительство.

  Набережная Прахово сегодня.
Сегодня Прахово— это промышленный поселок в 9 км к северо-востоку от Неготина. Расположен в среднем на высоте 60 метров над уровнем моря, на правом берегу Дуная. Железная и автомобильная дороги связывают Прахово с другими городами Сербии. Впервые он был упомянут в турецких переписях в 16 веке (1530) г.
Прахово сегодня делится на 2 части— жилой посёлок и пристань Прахово (Prahovo Pristanište). Согласно последней переписи население составляет около 1500 человек. В Прахово находится речной порт, таможенный пост и пограничный переход.


Прахово зимой.                                                                                                                    Порт и ж.д. станция Прахово

В 3, 7 км. от речного порта вверх по Дунаю находится ГЭС Джердап II. Сооружение электростанции началось в декабре 1977 года. Пуск в эксплуатацию первого агрегата основной электростанции произведен в апреле 1985 года. На ГЭС «Джердап-2» установлены 10 горизонтальных капсульных гидроагрегатов (восемь агрегатов – на основной гидроэлектростанции и два – на дополнительной). Основное гидросиловое оборудование для агрегатов основной станции изготовлено филиалами ОАО «Силвые машины» «Ленинградский Металлический завод» и «Электросила» в 1983 – 1985 годах. В контрактные обязательства «Силовых машин» входило проектирование и поставка оборудования для модернизации систем автоматического управления гидротурбин, а также работы по шеф-монтажу, пуско-наладка и испытания поставленного оборудования.
Мощность ДЖЕРДАП II. Румыния. 216 МВт. Сербия 216 МВт.
Год запуска. Румыния 1986. Сербия 1987.


          ГЭС Джердап II. Чуть далее—Прахово.

В канун балканских войн 1912–1913 гг. была построена железная дорога связавшая город Ниш с дунайской пристанью Прахово. Её инициатором и проектировщиком стал российский инженер и журналист И. П. Табурно, уроженец Черногории. Предвидение не обмануло талантливого русского инженера. Начавшаяся Первая мировая война показала важность русского экономического присутствия в дунайском регионе и использования сербских речных портов в военных интересах России. В начале Первой мировой войны Сербия обратилась к России за военной помощью. Поставка грузов в Сербию могла осуществляться только по реке Дунай. Для этой цели была создана Экспедиции особого назначения под руководством капитана первого ранга Михаила Михайлович Весёлкина. С 1 октября 1914г. по18 сентября 2015 г. было осуществлено 45 рейсов. В Сербию из России шло оружие, боеприпасы, продовольствие, обмундирование, лекарства, зерно. В Прахово грузы с русских кораблей и барж перегружались в железнодорожные вагоны и далее шли на фронт по назначению.
29 и 30 сентября 1944 г. в ходе Белградской наступательной операции были проведены тактические десанты советской Дунайской военной флотилии в Прахово и Радуеваце. С этого десанта началось освобождение Югославии от фашистской оккупации.
В 70-е —-80-е годы через Прахово шло оборудование из СССР для строительства ГЭС Джердап I и Джердап II.


Речной порт Прахово.

В 1960 г. в г. Прахово было основано Речно бродарство «Kpajiнa» — Речное пароходство «Крайина» (РБК). Сфера деятельности РБК:
Перевозки грузов в загранплаваний и в каботажном сообщении по р. Дунай и его притокам; перевозки грузов в сквозном сообщении Дунай — море на речном участке пути; транспортно-экспедиторское обслуживание грузов; агентирование и обслуживание грузов в портах. Транспортный флот РБК состоит из буксирных и несамоходных судов.
РБК входит в состав Объединенного совета портового хозяйства и речного пароходства «Крайина» (Прахово) в системе Министерства транспорта Сербии.

Ресторан «Kraj Sveta» https://www.facebook.com/Restoran-Kraj-sveta-1909349359354648/
Находится в 100 метрах от здания таможенного пункта Прахово. Почему-то сразу вспомнил таможенника Верещагина из «Белого солнца пусныни».

Продолжение следует…..