Сербские корни

Вот начнёшь изучать биографии наших великих предков или знаменитых современников, и окажется, что очень многие из них имеют в роду и СЕРБСКИЕ КОРНИ. Да-да: не все оканчивающиеся на -вич фамилии белорусского или еврейского происхождения.

Иногда информация просто лежит на поверхности. Герои 1812 года Джордже Арсеньевич Эммануэль, Михаил Андреевич Милорадович, Николай Васильевич Вуич и ещё 34 генерала сербского происхождения — участников Бородинского сражения носят «говорящие» имена и фамилии. Но мало кто знает, что и родословная самого Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова одну из своих ветвей ведёт из села Шандор (Александрово), основанного сербами из Суботицы в 1786 году.

Самый Грозный из Рюриковичей, царь Иван, по бабушкиной и маминой линии тоже «горячий сербский парень». Его мать, княгиня Елена Васильевна Глинская, была внучкой знатного сербского вельможи Стефана Якшича.

Отцом Елены Глинской был князь Василий Михайлович Глинский, матерью — княгиня Анна. Так вот, эта самая Анна была из славного сербского рода Якшич, породнившегося с сербской династией Бранковичей и, таким образом, бывшего в отдаленном родстве с византийскими Палеологами, из которых происходила мать великого князя Василия III Софья Палеолог, бабушка царя Ивана Грозного.

А вот что пишет о поиске своих корней автор «Чонкина» Владимир Николаевич Войнович в автобиографическом «Романе моей жизни»:

«Мне ничего искать не пришлось. Уже когда я был в эмиграции и жил под Мюнхеном, бывший артиллерийский полковник из Югославии Видак Вуйнович прислал мне книгу своего сочинения: «Войновичи, Войиновичи, Вуйновичи и Вуйиновичи», где наше общее родословие расписано начиная с 1325 года. Родоначальником нашей фамилии был некто Воин, князь Ужицкий, воевода и зять сербского короля Стефана Дечанского. […]

Воин был, наверное, самой важной персоной в нашем роду, но и после него были люди, прославившиеся на том или ином поприще: писатели (Иво Войнович из них самый известный), генералы и адмиралы итальянские, австрийские, русские. Были даже венецианские дожи. […]

Предки мои были во многих поколениях многодетны: у Александра было шесть дочерей и четыре сына, у Шпиро — шесть сыновей и одна дочь, у прадеда Николы — шесть сыновей, у деда Павла — два сына и дочь, у моего отца — сын и дочь, у меня — две дочери и сын. Сын пока не женат, и, если у него не будет сына, эта ветвь нашего рода исчезнет. »

И ещё одна цитата, на сей раз принадлежащая перу Михаила Михайловича Казакова:
«Понятие «еврейские корни» для меня, полуеврея, это скорее ощущение принадлежности к другим, почему-то не вполне своим в России. Даже пресловутый пятый пункт лично меня почти не волновал: в паспорте — по матери-дворянке — я русский, хотя предки её были обрусевшие греки и сербы…»
Действительно, у Зои Александровны Никитиной — Гацкевич (1902-1973) отец был чистокровным сербом, а мама гречанкой. Очень балканский вариант!

Вера Соколова