Как Джеймс Оливер в Белград засланцев отправлял

 В 2011 году Джеймс Оливер, знаменитый английский кулинар, а по совместительству ресторатор, телеведущий и писатель осчастливил всех сербских и примкнувших к ним благодаря телеэкранам иностранных домохозяек рассказом о Сербии. В отличие от Сараева, куда звезда ножа и вилки отправился сам,  в Белграде гостили лишь его  коллеги. Видимо, Джейми рассуждал так:  пусть попробуют роштиль, выпьют ракии и если выживут и благополучно вернуться домой, то и я, Джеймс Тревис Оливер, сам буду не прочь как-нибудь в Белграде отобедать.
Все засланцы вернулись не только живыми и здоровыми, но ещё и желудочно удовлетворёнными и идейно-окрылёнными. Их опыт и послужил основой для Джеймсовой статьи о сербских особенностях, которая получилась очень даже хвалебная. Знаменитому кулинару очень понравилось, что сербы в еде придерживаются национальной традиции, которая с веками практически не изменилась. Единственное, на что посетовал поборник здорового питания, это то, что сербы едят слишком много мяса, а ужин традиционно получается самым насыщенным. Иностранцам же он посоветовал в сербских ресторанах обязательно воспользоваться помощью официанта, без которого в меню просто не разобраться, потому как плескавица, чевапи, джювеч даже по самому названию могут вогнать в ступор, например,  любого англичанина. Вот с Караджорджевой шницлой как-то полегче: её Джейми обозвал «котлетой в панировке» (уже смешно).

Сербскую кухню Джеймс Оливер определил, как смешанную мусульмано-славянскую (вот ведь совершенно не удивительно — у нас, на Балканах, всё такое, за очень редким исключением).   «Если судить по завтраку, — пишет он,- то все сербы — настоящие европейцы».  Ведь наш завтрак — это яишница, тост с маслом и джемом и, конечно, кофе. На сербском утреннем столе засланцами были так же замечены сметана и домашняя колбаска-суджук.
«Суп, как первое блюдо, — продолжает прославленный кулинар, — это чисто европейская традиция, но сушёное мясо с пряностями, подающееся вслед за супом, — уже наследие предков, прибывших из Азии». С другой стороны, суп делится аж на два вида — обычный суп на говяжьем или курином бульоне с вермишелью и густая чорба с обязательной «запршкой» (обжаренной в свином жире мукой, от себя добавлю — жуть жуткая). Что касается главных блюд, то им, по мнению английских экспертов, невозможно дать общего определения. Существует столько всевозможных  вариантов и комбинаций, что с уверенностью можно сказать только одно: сколько в Сербии поваров — столько и вариантов блюд. «Классикой» были названы плескавица («фарш, обжаренный на роштиле, который подаётся с луком и картофелем»), чевапи (шарики из фарша с роштиля же, которые обычно подаются с луком и домашним хлебом), джювеч («балканский рататуй со свининой») и Караджорджева шницла (над её описанием мы уже смеялись выше).
Что же касается ужина, то он «наполнен незабываемым вкусом жареного на вертеле мяса и овощей: подварка из квашеной капусты и сала, пребранца из фасоли, мучкалицы с кусочками свинины».


Весь этот праздник живота не мыслим без «очень крепкого, но вкусного и природно-чистого национального сербского напитка — ракии». Причём её сортов существует такое множество, что можно целый месяц каждый день пробовать нечто новое. Пиво же удостоилось в блоге Джейми всего трёх определений — неплохое, дешёвое и легко доступное.

Помимо кулинарных изысков Оливеровы засланцы должны были ещё и оценить белградские рестораны. В целом,  специалисты остались довольны и меню, и общей атмосферой, царящей в сербских «кафанах». Но особо отмечены были три. «Бронзу» получило «Златно буренце» (Золотая бочка). За 18-20 € здесь можно очень даже недурно пообедать, а особо кулинарные специалисты рекомендовали рагу-чорбу из телятины, мясную нарезку и домашнюю ракию-«шливовицу».

«Серебро» ушло кафане «Павле Корчагин».Здесь экспертов очаровали не только прекрасные блюда и напитки, но и интерьер, и живая музыка. Кстати, да, «внутренности» здесь впечатляющие: такую мешанину из наследия «друга Тито» и революционного советского прошлого в купе с кубинской революцией ещё поискать!
korcagin5
Ну, а Оскар (по выражению Джеймса Оливера) ушёл на Скадарлию, в кафану “Два елена” (Два оленя). То, что в этот ресторанчик обязательно нужно зайти, «становится ясно ещё перед входом: такой замечательный аромат, сдобренный хорошей живой музыкой, буквально «вытекает» на улицу» . Интерьер больше всего напоминает сельский дом, блюда же приготавливаются по рецептам поваренной книги аж 1867 года! Ну, а если добавить, что цены более чем разумны, становится понятно, почему именно здесь предпочитают время от времени провести своё свободное время многие белградские знаменитости, а так же сотрудники различных дипломатических миссий, что, кстати, не делает атмосферу в «Двух оленях» менее уютной.