Подвенечный шик прошлого
К концу XIX века Сербия всё больше походила на европейское государство. Это было заметно и по одежде: восточные мотивы потихоньку уступали место западным. В коллекции белградского Музея прикладного искусства находятся девять примечательных экспонатов – девять подвенечных платье, в которых когда-то предстали перед алтарём знатные жительницы столицы.
Чтобы было с чем сравнивать, представляем вам так называемое подвенечное платье-биндали. Такие носили в Османском царстве в конце позапрошлого столетия, а также на Косово и в южном городке Вране.
Самое старое подвенечное платье в коллекции датируется 1878 годом. А вот эта атласная красота была сшита на заказ двенадцатью годами позднее.
Белградки предпочитали пользоваться услугами личных портных (кроячей). Самым знаменитым «кроячким» салоном столицы тогда был Берте Алкалай. Своим клиенткам он предлагал сшить шикарные шёлковые и атласные платья, богато украшенные кружевами.
В начале прошлого века и помолвка требовала особого облачения. Вот эти два платья были заказаны специально к дате «судьбоносного да». Одна из богатых вранянок предстала перед женихом в атласном наряде в стиле Османской империи (слева), а белградка Елена Ристич предпочла в 1909 году заказать платье в английском модном доме Redfern. Эта знаменитейшая швейная мастерская одевала особ королевской крови, аристократов, удачливых предпринимателей и представителей бомонда со всего мира. Быть клиентом Redfern считалось необычайно престижным.