Ода сербскому «шпорету».

Сербию невозможно представить себе без старого доброго ШПОРЕТА, т.е. плиты с духовым шкафом (рерной), приводимой в действие дедовским способом — дровами. Если духовки нет, это уже будет «кухало»или «решо».

Центральное отопление в Сербии — практически сказка, даже в Белграде не каждый дом может им похвастаться. Горячая вода 24 часа в сутки без работающего бойлера — вообще из области фантастики. Так что на протяжении столетий главной ценностью сербского дома был и остаётся очаг, который и обогревает, и горячей едой обеспечивает. В первой четверти прошлого века его функцию и взял на себя шпорет «СМЕДЕРЕВАЦ».

Вот он, безусловный член семьи, молчаливый свидетель всех её радостей и неприятностей.



На большом железном листе была приготовлена не одна яишница, сварено море кофе, а уж число фаршированных перчиков или сармиц, наверное, исчисляется тысячами.
Из «рерны» хозяйки доставали самые вкусные в мире питы и печеньки. Кстати, такая готовка требовала огромного умения и таланта — регулятора температуры ведь не было.

Зимой духовой шкаф держали открытым — шпорет обогревал целый дом. Здесь же сушилось всё — от полотенец до промокших детских ботинок и папиного пальто.
Без «Смедеревца» нормальной жизни быть не могло — в этом были уверены и белградцы, и нишлии, и жители затерянного в горах села.

Не удивительно, что «шпорет» сейчас служит и рекламой ресторанчика, и частью декора. А туристы вполне могут увезти на память о Балканах вот такой пряничный «Смедеревац».

А началось всё в далёком 1923 году на частной фабрике «Милан Благоевич» в городе Смедереве. Отсюда, собственно, и имя у шпорета — Смедеревац». Правда, встречается ещё и «Смедеревка» , потому что печь женского рода.
Покупка «Смедеревца» была целым событием — удовольствие-то не из дешёвых. У кого не было довольно денег, рассчитывали на что-нибудь попроще, типа «фиякер»-фуруны» из Зворника. А смедеревский шпорет гордо величали «белой печью». И частенько украшали вышитыми кружевными полотенцами.

На «Смедеревце» легко готовили обед на семью из десяти человек, да ещё и гостей в придачу.
Хлеб из «рерны» называли «сомуном». Современные седовласые дяденьки наверняка с лёгкой ноткой грусти вспомнят, как они вместе с братьями и сёстрами собирались на «куйне», чтобы дождаться, когда мама вынет из рерны ароматнейший хлеб и первым ухватить себе самый аппетитный кусочек хрустящей корочки.

А какими волшебными казались в детстве зимние вечера рядом со всё тем же шпоретом! За окном завывает ветер, а здесь потрескивают дрова, пахнет вкуснейшими булочками и кофе, а бабушка рассказывает очередную сказку, время от времени открывая дверцу, чтобы подкормить пламя поленцем.

«Зимница» без шпорета — не «зимница». Где испечь паприку или баклажаны? Ну, не на обычной плите же! Тем более, что «Смедеревац» на лето выносят из дома в так называемую летнюю кухню. Или просто ставят под навесом.

«Смедеревац», к слову сказать, уже давно перешагнул границы Балкан. Германия, Словакия, Чехия, Румыния, США сейчас — самые крупные из оптовых покупателей знаменитого шпорета. Известен он и в Африке, например, в Уганде. Конечно же, речь идёт о современных моделях, в том числе и электрических.


Ну, да. Постарела печка вместе с сельским домом. Всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Железо прогорает, знаменитые печные кирпичи больше не держат тепло, а откидывающиеся крышки так и норовят свалиться на ногу хозяину.

И тем не менее, стоит наш шпорет на посту до самого последнего мгновения. В конце-концов, можно дождаться фабричной акции «старое за новое» и окончательно отправить старичка на пенсию, заменив его современным пра-правнуком. Чтобы не распалась связь времён!

Вера Соколова