Элегантный хулиган
В семидесятые годы прошлого века подвенечные платья от него были не просто предметом одежды, а показателем престижа. На его модные дефиле приезжали Пьер Карден и Пако Рабан. Он вёл собственную колонку о моде в журнале «Базар» и рисовал модели для детских бумажных кукол. Он был дизайнером, художником, фотографом, основателем первой школы для манекенщиц, членом жюри конкурса «Мисс Югославия» и прочее, и прочее, и прочее…
Его звали Чедомир Цветкович.
В 1968 году в журнале «Политикин забавник» появилась новая рубрика «Оденьте Цицу». Все югославские девчонки кинулись вырезать бумажных кукол и примерять на них бумажные же платьица, шляпки, туфельки. И модели были в прямом смысле слова «от-кутюр», потому что на них, как и на самых модных подвенечных платьях, мог бы стоять лейбл «Чедомир Чедомир».
Цеткович вообще плохо вписывался в социалистическую действительность Югославии. Вечеринки, которыми неизбежно завершались его модные показы, частенько, по меркам тоталитарного государства, выходили за рамки допустимого. В те времена была популярна поговорка: у Германии есть Баден-Баден, а у нас – Чедомир Чедомир. Поэтому никого не удивляло, что на каждом дефиле появлялись строго одетые дамы, которым вполне бы подошёл «пистолет Дзержинского».
А он как-будто и не замечал пристального внимания властей к своей персоне. Был весел, лёгок, задирист и необычайно талантлив во всём. Белградцы обожали посещать его выставки. «Концерт для жилета и галстука» в течение шести дней увидело 50 000 человек! А ведь ещё были «Скадарлия Look», «Лунная мода» и вишенка на торте – показ на Белградской ярмарке моды в 1982 году, где было представлено 80 уникальных платьев.
В отличие от Александра Йоксимовича или Мирьяны Марич, которые создавали модели для Йованки Броз и жён послов, Чедомир Цветкович работал в основном для самых обычных женщин. Он любил отвечать на письма читательниц в «Базаре». Обсуждал с ними не только последние модные тенденции в одежде, но и диеты. Его закройщица жила в Смедерево, а над красками для платьев Чедомир колдовал в собственной ванной. Про моду же Цветкович говорил так: «Если бы она хоть чего-то стоила, то не менялась бы каждый сезон».
Чедомир всегда был неизменно элегантен, мог поддержать любой разговор или незаметно «выпасть» из беседы, если та его не интересовала. Он обожал свой жёлтый Ситроен-«скворец» 2 CV и даже как-то прокатил в нём по Белграду Пьера Кардена. Закончилась та поездка тем, что знаменитому французу пришлось открыть в салоне кабриолета зонтик.
Семидесятые годы были полны «модных» приключений, в которых Чедомир Цветкович неизменно принимал участие. Его талант, например, блистал на морском «Модафесте», проходившем на шикарном корабле, следующем из Дубровника в Опатию. Тогда же в Югославии состоялся показ мод от одного известного шведского дизайнера. Прибывшие на дефиле фотографы в буквальном смысле слова падали на подиум, потому что все модели были без нижнего белья. Чедомир пошёл ещё дальше. Когда первый человек ступил на Луну, журнал «Чик» (югославская версия «Плейбоя») опубликовал на своих страницах фотографии полуобнажённых моделей, облачённых (?) в одежду от Чедомира Чедомира. Но настоящий бум вызвал комментарий к материалу: «Что делает Чеда? Раздевает женщин!»
Он дружил с Момо Капором, Миленой Дравич, Драганом Николичем, Батой Стойковичем, Недой Арнерич и многими другими звёздами Югославии. На Евремовой улице, где находился его выставочный зал, царил авангардный дух Парижа. Это было пространство с чёрными стенами, украшенными вставками цвета цикламена, куклами и развевающимися белыми свадебными платьями. Даже когда в стране начался кризис, Чедомир Цветкович не потерял своей воздушной позитивной лёгкости и много шутил по поводу конкуренции со стороны турецких производителей, чью продукцию стали активно завозить в Югославию.
Чедомир Цветкович скончалсяв 2003 году в Белграде после тяжёлой болезни. Ему было 72 года.