Легенда Адриатики

В конце  XVIII века русский дворянин Егор Строганов вызвал на дуэль человека, с которым сбежала его дочь Елизавета. Поединок закончился трагически: соблазнитель был убит, а Строганов потерял руку. После тех событий оставаться в России он более не мог и через несколько месяцев инкогнито появился на пороге черногорского монастыря Прасквица.

Игуменом там был некогда служивший при дворе Екатерины Второй Савва Любиша. Он прекрасно знал и русский язык, и особенности русского характера. Поэтому не только принял в обители седовласого старца, но и приказал выделить для него отдельную келью и уважать данный этим человеком обет молчания. С того дня однорукий монах начал торить тропу от кромки моря до вершины холма Челобордо.

А через несколько лет в Прасквице появился молодой послушник, который сказал, что получил имя Елисей в Киево-Печерской лавре. Был юноша красив и обладал таким прекрасным голосом, что монахи заслушивались. Через четыре года Елисей уже свободно говорил по-сербски и даже учил детей письму и чтению. Но когда игумен предложил ему рукоположенье в иеромонахи, отказался, сославшись на свои огромные грехи, в обители не известные. Отцу Савве стало ясно, что в монастыре нашли приют два по-настоящему загадочных человека – Егор и Елисей. К тому же юноша постоянно наблюдал за стариком, правда близко не общался.

После одной из холодных ночей, проведённых в бдении, Елисей разболелся и слёг. Как ни молилась за него монастырская братия, юноше становилось всё хуже. За несколько часов до смерти он попросил позвать к своей постели Егора и оставить их наедине. Просьбу умирающего исполнили. Пробыв в келье около часа, русский монах вышел из неё бледный как смерть.

Тропу Егор закончил в 1809 году. Лишь незадолго до своей кончины он открыл ухаживавшему за ним монаху своё настоящее имя, рассказал о злосчастной дуэли и поведал подробности о последнем разговоре с Елисеем. Монах был несказанно удивлён. Оказывается, когда умирающий юноша снял свою монашескую шапку, под ней оказалась длинная девичья коса. Это была не кто иная, как родная дочь Егора Елизавета, которую он считал навсегда потерянной…

Похоронили Егора Строганова вместе с дочерью у церкви Святого Николая.