Футболист, пилот, легенда

Поднятый над головой кулак и призыв «Но пасаран!»… Когда-то этот символический жест заставлял замирать сердца и воспламенял души. Маленькая, противостоящая всему европейскому фашизму Испания была центром, куда устремлялись добровольцы со всего мира. В прошлом столетии их называли героями. Но помним ли мы этих отчаянных, обречённых на гибель романтиков свободы сегодня? Неужели те, в чёрных рубашках, всё-таки прошли?..

Божидар Бошко Петрович родился 7 апреля 1911 года в Белой Паланке. Сразу после Первой мировой войны семья переселилась в Белград, где отец Божидара возглавил отделение полиции на Врачаре. Как и большинство мальчишек того времени, Бошко проводил свободное время, гоняя футбольнй мяч. Довольно быстро шустрого парнишку заметили и пригласили тренироваться в Белградский Академический Спортивный Клуб (БАСК). Особых результатов в столице он не добился, зато в провинциальном «Яворе» быстро стал звездой.
 Божидар Бошко Петрович

Потом судьба привела парня в Новый сад, где старший брат обучался воздухоплаванию. Здесь, в ФК «Воеводина» и взошла футбольная звезда Божидара Бошко Петровича. Нападающий правого крыла был знаком любому болельщику не только Нового сада, но и всего Королевства Югославии. Одновременно Бошко успел получить диплом Юридического факультета Белградского университета. А в 1934 году, проходя срочную военную службу, он успешно закончил Пилотскую школу в Новом саде.

Тогда же Бошко вступил в Коммунистическую партию Югославии. Произошло это благодаря ещё одной легенде сербского футбола – знаменитому Милутину Ивковичу-Милутинцу. Так получилось, что в декабре 1934 года они вместе сыграли в составе сборной Югославии против Франции. Но если для Бошко это была первая игра в «репрезентации», то для Милутинца последняя в карьере. Бошко заменил тогда ещё одного известно нам по фильму «Монтевидео» игрока – Микицу Арсениевича-Балерину.

 Легендарный Милутинец

Дружба с Милутинцем сделала Божидара активным участником всех коммунистических акций в Белграде. Он работал в газете «Молодость», организовывал демонстрации, за что был не раз арестован. Причём аресты походили на анекдот: конвой за ним присылали прямёхонько в дом отца, начальника того самого полицейского округа. После одного из задержаний полицейские обрили Бошкл наголо. Когда он, освободившись, выбежал на футбольное поле, на стадионе начались овации.

А между тем, в далёкой Испании сгущались тучи. Летом 1936 года началась гражданская война. Несмотря на то, что футбольная карьера Бошко достигла своего расцвета, оy стал больше времени проводить на Земунском аэродроме. За три месяца футболист налетал 300 часов, что было настоящим рекордом. Но попасть в воюющую Испанию было не так-то просто. Границы закрыли, да и сама Югославия запретила своим гражданам отправляться в эту страну. Двадцать пятого декабря 1936 года в нелегальной белградской типографии КПЮ Бошко получил паспорт на имя Фернандо Гарсия. Он покинул свой футбольный клуб ради перехода в БСК, который должен был ехать на турнир во Францию. Там новоиспечённый испанец нелегально пересёк границу и оказался в самом пекле войны.

Уже в феврале 1937 года Бошжидар принял свой первый воздушный бой в небе Валенсии в составе эскадрильи «Андре Марло». И сразу же был сбит. Его ведомый Сретен Дудич погиб, а сам Божидар довольно быстро оправился от ран и пересел за штурвал бомбардировщика из КБ Туполева. Но мысли и гибели друга не давали ему покоя. Бошко добился перевода в Интернациональную Первую эскадрилью истребителей, которой командовал советский ас Иван Ерёменко. Это была легендарная эскадрилья, где крыло к крылу сражались русские, австрийские, американские, испанские лётчики и один серб – Божидар Бошко Петрович. Они охраняли небо Мадрида на самолётах И-15 авиаконструктора Николая Поликарпова, которых испанцы называли «чато» — курносые.

Всего за месяц Бошко сбил восемь самолётов противника. Его слава как лётчика пилота среди интербригадовцев стала не меньше, чем футбольная. Но 12 июля 1937 года из боевого вылета пилот не вернулся. Дипломированному юристу, талантливому футболисту сборной Югославии, поручику испанской республиканской армии было всего 26 лет. Где покоится Божидар Петрович доподлинно не известно. Скорее всего, он был похоронен в братской могиле под городом Брунете. Уже через несколько дней появились плакаты с изображением Бошко, призывавшие новых добровольцев в Интербригады.

Божидар Бошко Петрович в середине.

Память о герое на родине неоднократно пытались очернить, называя его обычным солдатом удачи, якобы получавшим за каждый вылет хорошие деньги, переводимые в швейцарский банк. Незадолго до Второй мировой войны в семью Петровичей приехал один из сербских интербригадовцев, чтобы передать его паспорт, лётную куртку, фотографию и пару личных вещей. Никаких чеков не было. Семья героя не разбоготела. Сейчас паспорт Божидара хранится в Музее воздухоплавания Сербии. Во время Второй мировой войны его имя носила Моравская партизанская бригада. А в начале пятидесятых на западной трибуне стадиона ФК «Партизан» были установлены мемориальные доски, на которых увековечили имена двух легенд югославского футбола – Бошко и Милутинца.

Кроме Божидара Петровича небо республиканской Испании защищали Йосип Крижай, Сретен Дудич, Йовица Мирилов, Виктор Яжбиншек, Руди Чешновар и другие граждане Югославии.
Просто вглядитесь в эти лица. Давайте помнить.