Ниш

Ниш — город доброжелательный ко всем здесь живущим и приезжающим в гости. Он всегда был многонациональным, на нишских улицах встретишь не только сербов, но и хорватов, венгров, словенцев, цыган, албанцев, поляков, итальянцев, греков, румын, турок, русских, украинцев… И это будут именно местные жители! За многие века в Нише сложилась такая невероятно яркая мозаика из языков, традиций и религий, что чувствуешь здесь себя, как дома, потому что всегда найдёшь что-то «своё».
Из невольно подслушанной соседской беседы:
— Куме, ты читал сегодня газету? Оказывается к нам с Косово переселилось уже больше ста пятидесяти мусульман-ваххабитов…
— Правда, куме? Ну, что ж, пусть живут. Мне они не мешают…
— И я так думаю, куме…
Вот интересное дело: такой большой город, а живёт степенно, даже неторопливо как-то. Вроде бы и машин на улицах хватает, и туристов :), и офисов, и многотысячных мероприятий, но никто не мчится куда-то с сосредоточенным лицом, не отрываясь от мобильника и не замечая ничего и никого вокруг. Удивительно…

Немного истории.
С конца девятнадцатого столетия Ниш стал стремительно развиваться. Город разрастался и хорошел на глазах.  В 1903 году Йосиф Ринер получил заказ на проектирование новой городской чесмы, которую планировалось поставить на тргу краля Милана. Инженер несколько дней провёл на площади, размышляя, каким именно должен быть его проект, чтобы гармонично вписаться в местное «каменное окружение». А для ведения работ был приглашён лучший по тем временам камнерезац Виченцо Калитерна (обратите внимание на имена). Чаирская чесма до сих пор помогает горожанам утолить жажду. Хоть она и была в 1935 году  «сослана» на семьдесят лет в парк Чаир (отсюда и название), но в 2007-ом снова вернулась на своё законное место — без творения Ринера и Калитерны здесь всё время чего-то недоставало!
Мирного времени много не бывает, и пролетает оно слишком быстро, особенно на Балканах. Не успели люди оглянуться, а на календаре уже 1914 год. Ниш стал военной сербской столицей — сюда переехали Влада и Народна Скупштина, именно здесь была принята телеграмма из Австро-Венгрии об объявлении войны Сербии и подписана знаменитая Нишская декларация от 7 декабря 1914 года: целью участия Сербии в войне является освобождение и объединение южнославянских народов — сербов, хорватов и словенцев.
Как всегда Ниш заплатил страшную цену за свою свободу. В тридцатые годы прошлого столетия было решено установить в центре города памятник всем героям-освободителям города века нынешнего и века минувшего. Идея эта не была нова: впервые о памятнике заговорили ещё в 1902 году, а в 1927-м на месте будущего монумента поставили каменную плиту. На объявленный конкурс поступило двадцать три проекта, самым удачным было признано творение Антуна Аугустинчича. Наконец, на Видовдан (28 июня) 1937 года Споменик ослободиоцима Ниша (Памятник освободителям Ниша) был торжественно открыт князем Павле Караджорджевичем  на площади короля Милана.

На верху монумента — моравский всадник, вестник победы, держащий в руках знамя с четырьмя буквами  «с» — Samo sloga Srbina spasava (Только согласие серба спасает). На каждой из четырёх сторон памятника расположены рельефы, иллюстрирующие страницы истории борьбы за независимость сербского государства с 1809 по 1918 год. На одном из фризов — Стеван Синджелич в бою на Чегре.

Ниш всегда был стратегически важным пунктом, потому что через него можно было попасть в Грецию и далее — в Африку. Не удивительно, что во время следующей мировой войны нацисты разместили здесь Фельдкомендатуру 809 — главный оккупационный орган.  Что такое «новый порядок», жители города ощутили на себе в полной мере. Здесь было всё: и «решение еврейского вопроса», и уничтожение цыган, и карательные акции — месть за действия партизан. Добавьте ещё противостояние между четниками и коммунистами, тотальные бомбардировки города сначала фашистами, а потом и союзниками в 1944 году — и картина ратного ужаса и страданий будет полной.
Недалеко от железнодорожной станции «Црвени крст» («Красный крест»), на территории военного склада, в 1941 году был основан одноимённый концлагерь. Через него прошло около тридцати тысяч человек: участники движения сопротивления, евреи и цыгане. Около двенадцати тысяч узников были расстреляны, остальные депортированы в Саймиште и другие концлагеря Европы. «Црвени Крст» не был уничтожен фашистами при отступлении, поэтому его территория и сейчас сохранена в том же виде, какой она была в день освобождения Ниша 14 октября 1944 года,  здесь работает музей истории оккупации. А в двух километрах от города, на холме Бубань, где проводились массовые расстрелы мирного населения, сейчас открыт мемориальный парк: полукилометровая бетонная тропа, символизирующая последний путь жертв, пять рельефных композиций и три обелиска — сжатые в кулак руки — мужская, женская и детская (работа хорватского скульптора Ивана Саболича). В 2004 году в комплексе была построена капелла из стекла и металла, спроектированная архитектором Александром Буджевцом.
Если лагерь был просто оставлен фашистами, то следы своих преступлений на холме Бубань они попытались уничтожить. В 1944 году сюда для вскрытия захоронений  и уничтожения трупов жертв пригнали заключённых итальянцев. Но расстрелянных было слишком много.
лагерь црвени крст     Бубань

И ещё один памятник, воздвигнутый по решению городской управы, обязательно необходимо упомянуть. Между зданием Нишского университета и крепостью, на Шуматовочкой улице, где 7 мая 1999 года упали кассетные бомбы, находится капелла в память всех горожан, погибших с 1991 по 1999 год. Всего 134 человека. Их имена высечены на мемориальных таблицах.

spomen kapela

Не помню точно, от кого я это услышала, но слова мне запомнились: «И в горе, и в радости сербы строят храмы». Действительно так!

Вот, к примеру, церковь святого Архангела Михаила. Она была возведена ещё в 1814 году, а поскольку в то время турки  позволяли строить сербские здания только определённой высоты, церковь наполовину «ушла под землю». Найти её легко — она находится в «црквеной порти» большого Соборного храма (1856-1872),  стены которого построены в четырёх различных стилях — византийский, исламский,  ренессанс и барокко.

saborni-hram-nis
Но, пожалуй, самая потрясающая — это история церкви Святого Николы. Во-первых, она находится на месте, где прежде было построено и снесено как минимум три церкви. Доподлинно известно, например, что одна точно была разрушена в 1737 году «в наказание сербам за непослушание». Сама же церковь ШЕСТЬ раз меняла своё религиозное предназначение — от мечети до православного храма.
Вообще, перед падением османского владычества в Нише было девятнадцать мечетей. Сейчас в городе действует только одна — Ислам-агина джамия, построенная в 1870 году на фундаменте мечети начала 18-го века. Среди собирающихся здесь каждую пятницу городских мусульман легко узнать и ваххабитов, тех самых, о которых беседовали мои нишские соседи  — они носят обязательные бороды и укороченные брюки, женщины же закрывают лица паранджой. Кстати говоря, когда местные журналисты спросили, почему именно Ниш был избран местом их переселения, они объяснили, что это самый мирный из известных им южных сербских городов, где нет ни религиозных столкновений, ни противостояния приверженцев разной веры. Справедливости ради надо сказать, что всё же одно проявление религиозной нетерпимости в Нише было отмечено: 17 марта 2004 году демонстранты, протестующие против уничтожения в Косово православных церквей и монастырей,  подожгли как раз Ислам-агину джамию. Но, в отличие от Косово,  здесь все виновники предстали перед судом и понесли заслуженное наказание.
А иначе нельзя! Ведь помимо православных и мусульман в Нише проживают и католики, и протестанты, и приверженцы иудаизма. И каждая конфессия имеет свой храм — «не заметишь» нарушения закона один раз — заполыхают и другие пожары. Одно слово — Балканы: земля, где сохранить мир тяжелее, чем победить в войне.
Ниш, между прочим, стал первым сербским городом, где была официально организована католическая миссия. Первые приверженцы римской церкви появились здесь в 17 столетии. Если сербам хотя бы в 19 веке позволили возводить свои храмы, то католикам это было строжайше запрещено, несмотря на то, что только в одном Нише тогда их проживало порядка двухсот.  Сразу же после освобождения города от турецкой зависимости в Ниш устремились многочисленные переселенцы из Чехии, Словакии, Австрии, Италии и других стран Европы. В конце 19 века, раньше, чем в Белграде, в Нише было объявлено о создании католического прихода. Его история напрямую связана с именем известного  миссионера-бенедиктинца Виллибальда Чока, возглавлявшего здесь католическую миссию с 1884 по 1903 год. Чок активно занимался объединением католиков южной и восточной Сербии, поэтому постоянно находился в разъездах. Но именно благодаря ему в Нише была открыта первая католическая школа  и началось строительство церкви Пресвятого Сердца Иисусова. Сейчас местный католический приход объединяет семь сотен верующих, основная масса которых проживает в Нише.
  А вот первая синагога появилась в городе в 1695 году. Когда же в 1765 году в Нише появился раввин Рахамим Нафтали Гедаля, «мудрый и энергичный человек», сюда стали переселяться десятки еврейских семей. В середине 19 века турки официально позволили организовать Чивутану — еврейскую махаллу, где проживало около девятисот человек. Махалла имела свою школу, синагогу, дом раввина, обрядовую купальню и Еврейский Дом. К сожалению, во время пожара 15 августа 1879 года квартал полностью выгорел. Но самые страшные испытания еврейской общине пришлось пережить в 1941 году. Практически все еврейские семьи, не успевшие уехать из города до прихода нацистов, были уничтожены на холме Бубань. Современная синагога находится на Давидовой улице, первый камень в её основании официально был заложен 18 мая 1924 года. Над входом написано: «Это божьи врата — пусть войдут праведные».

Вот такой мирный, спокойный, тихий город Ниш… Хотя, нет. Должна сказать вам правду: была, была здесь пару лет назад стррррашнаяяяя и ужжжаснаяяя склока. По поводу нишского бурека. Нишский бурек для горожан — это святое! Никто бы не удивился, если бы его изображение появилось на гербе города.
Когда-то давным-давно, в 1530 году, фламандский дипломат при дворе султана Ожер Гилсен Безбек, проезжая через Ниш ( а в нём, кстати, тогда было столько же жителей, сколько и в Лондоне), попробовал это кулинарное чудо турецкого происхождения и записал, что это блюдо готовится «по всем прописям», принятым в Турции: и размеры правильные (прежде всего толщина), и ингредиенты высококачественные — от сыра и яиц до шпината и яблок. Так что нишлии до сих пор с гордостью говорят, что их бурек, впервые испечённый турецким пекарем, приехавшим из Константинополя, в 1498 году — самый правильный в Сербии. Между прочим, один из американских кулинарных критиков, попробовавших бурек в Чикаго, написал, что если бы этот сербо-турецкий пирог появился здесь лет на тридцать пораньше, то американцы сейчас точно бы ели именно его, а не вездесущую пиццу.

Да, про склоку. Между пекарами Ниша начался спор: можно ли продавать бурек по кусочкам или только целым, а так же, можно ли его перекладывать из тепсии (специальная форма для выпечки) в плетёную корзинку, и нужно ли его есть обязательно с пылу, с жару или дать немного остыть перед трапезой. К обсуждению подключились горожане, и страсти разгорелись нешуточные! Кстати, из всех вопросов, ответили только на один, вернее, приняли общегородское решение: нишский бурек перед продажей не разрезать!!!!  А попробовать это чудо кулинарии в исполнении различных мастеров можно каждый год на специальной «Буреджияде», в этом году она пройдёт с 13 по 15 сентября, приезжайте, будет вкусно и весело!
А ещё я хочу пригласить вас 15-18 августа на Nišville Jazz Festival,  Программа запланирована самая что ни на есть интересная: приедет со своими музыкантами сын актёра-легенды Кайл Итсвуд (между прочим, очень неплохой композитор),  можно будет послушать легендарных Pee Wee Ellis и «Ginger Baker Jazz Confusion», Ray Gelato  и “Giants of Jive», Bobby Carcasses, Ron Carter, Adam Nussbaum и других известных джаз-музыкантов.
Между прочим, на этом джаз-фестивале в 2010 году был открыт памятник уроженцу Ниша Шабану Байрамовичу, которого журнал «Тайм» включил в десятку лучших блюз-певцов в истории. Его песня «Джелем-Джелем» названа гимном всех цыган мира.

Вера Соколова. Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *