Сербское кладбище
Четыре раза в году первый выходной недели посвящается душам умерших близких. В эти дни на сербских кладбищах яблоку негде упасть. Бесконечный поток людей отправляется к родным могилам. Но сначала – обязательный визит в церковь, где священник окропит вином жито, как символ благодати Христовой, и прочтет молитвы за упокой всех покинувших этот мир. На самом «гробле» зажгут свечи и … накроют столы. Во время «задушниц» принято приносить все, что любил когда-то покойный, — от кофе и ракии до ветчины и торта. Если умерший при жизни курил, то обязательно зажгут сигарету. Сами родные завтракают тут же, на могиле. Традиция такая.
Помните, в шолом-алейховской Анатовке люди разных вероисповеданий жили вместе, работали вместе и только умирать уходили каждый на свое кладбище. В нашем Обреновце вместе и живут, и работают, и умирают. Нет у нас отдельных кладбищ для христиан, мусульман или евреев. И только в иной мир каждый идет своим путем. Когда умирает человек православный, похороны проходят на первые или вторые сутки, а мусульмане организовывают их буквально сразу. Почему? Это вопрос уважения. Наши соседи Ифета и Демир за полчаса собрались и уехали в Нови Пазар на похороны давнего друга их семьи – в тот день просто не может быть дела важнее, чем «дженаза». Мусульманские могилы легко узнать. Здесь нет ни надгробных плит, ни цветов.
Еврейская «левайя» тоже заметно отличается от христианских похорон. Здесь тоже нет места цветам, венкам или музыке. Сами евреи называют похороны не иначе, как «проводы», все молитвы посвящены только воскресению, а на спущенный гроб принято бросить не горсть, а три лопаты земли.
Когда умирает кто-либо из наших соседей, на столбах и стенах появляются «читульи» — небольшие объявления с фотографией покойного, датами его жизни и сообщением, где и во сколько состоятся похороны. Такие же «читульи» публикуются и в газетах. В день смерти в доме умершего зажигается свеча,которая не гасится до самых похорон.
Выражать соболезнование родственникам принято в виде визита. С собой берут специальный дар – полотенце. Разговаривать не принято. Несколько слов участия – и всё, соседи, знакомые сидят в молчании несколько минут и тихо уходят. В день похорон снова все собираются во дворе дома покойного. Гроб с телом привозят накануне, чтобы родные попрощались с дорогим человеком, а тот – со своим домом. Церемония начинается с молитвы, которую читает приглашенный поп. А потом процессия отправляется на кладбище. До сих пор к месту последнего успокоения принято идти пешком. Впереди несут крест, обвязанный полотенцем, и икону. Если по какой-то причине принять участие в церемонии ты не можешь, нужно обязательно выйти к калитке, когда процессия будет проходить мимо твоего дома. На самом кладбище каждый присутствующий зажигает специально принесенную свечу. До сих пор существует обычай приглашать плакальщиц, а в конце — подносить присутствующим коливо – вареную пшеницу, красное вино и кусочек «панаии» — специального хлеба.
После похорон, как и в России, следуют поминки. На могилу же принято приходить на третий, седьмой, сороковой день, а также через шесть месяцев и год. Самые близкие люди посещают кладбище каждую субботу в течение шести месяцев.
Когда я пришла на сербское «гробле» первый раз, меня поразили памятники. И дело не в их форме или величине, нет. Здесь принято заранее позаботиться о своей могиле, причем не только купить место, но и установить памятник с «открытой» датой. То есть под твоей фотографией укажут год рождения, а год смерти добавят после, «по факту». Например, на некторых надгробиях можно прочесть: «Памятник поставили сами себе». Не знаю, как вам, но мне не хотелось бы видеть собственную надгробную плиту. Но здесь это в порядке вещей. Чаще всего первыми покидают этот мир мужчины, а их супруги ухаживают и за могилой любимого человека, и за своим собственным местом будущего успокоения.
Еще одна особенность — детские могилы. Похоронить ребенка — это огромное горе, свою скорбь родители выражают через памятники. Они отличаются не только своими большими размерами, но и достаточно часто закрываются специальными навесами или «домиками». Могилы православных цыган тоже сразу бросаются в глаза. Это целые усыпальницы, которые видны буквально с любой точки кладбища.
Сами цыганские похороны же, скорее, напоминают праздник. Обязательные трубачи играют отнюдь не печальные марши. А зачем горевать? Ведь, согласно цыганским верованиям, это на земле человек мучается, а там, в мире мертвых, он абсолютно счастлив. Поэтому нужно радоваться, что земная жизнь его закончилась и началось вечное блаженство. Говорят, что в могилу цыгана до сих пор кладут вещи, которые могут пригодиться ему на том свете, в том числе и золото. А этаи фотография цыганских похорон из интернета наталкивает на мысль, что и не только его.
Лично меня это не смешит и не раздражает. Пусть каждый отдает дань своим умершим так, как считает нужным, как велят ему обычаи предков. В конце-концов, это никому не мешает. Главное — не забывать, не оставлять свои «отеческие гробы». Вот, что на самом деле очень и очень печально.
Вера Соколова