«Анклав». Режиссёр Горан Родованович.

«Анклав» (серб. Енклава) — кинофильм режиссёра Горана Родовановича, вышедший на экраны в 2015 году. Лента получила приз зрительских симпатий на Московском кинофестивале и специальное упоминание на Индийском кинофестивале, а также выдвигалась от Сербии на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, однако не была номинирована.

 

Прологом служит сочинение, которое вслух читает своей учительнице единственный ученик в классе, десятилетний мальчик по имени Ненад. Каждый день в школу на занятия его привозит аккуратный итальянский солдат на броневике KFOR. В домашнем задании мальчик рассказывает нехитрую историю своей жизни на хуторе с горячо любимым дедом Милутином, доживающим свои последние дни, и с отцом Войей, который работает на земле, держит скот, но не видит в этом отрады, в крайние моменты отдохновения меланхолично выпивая. Тетка Милица с дочкой переехали в Белград. Ненад искренне, с присущим детям эгоизмом сокрушается о неминуемой смерти деда, говоря, что скоро не с кем ему будет играть: в его селе нет детей. Оно опустело. Никого нет, кроме трех мужчин — представителей трех поколений: того, кто имеет навык мирной жизни и помнит ее, но уже не может что-либо изменить, того, кому приходится выживать в меру своих сил и способностей, неся ответственность за старого и малого, уже из последних сил, ибо жизнь его отравлена враждой и страхом.

На этом небольшом клочке земли разыгрывается правдивая драма жизненных контрастов — свадьба у одних, смерть у других. Но и то, и другое происходит у взрослых. Дети — они знают о принятых во взрослом мире правилах игры, считаются с ними, иногда нарочито себя накручивая, потому что сама детская натура незлобива и отходчива. Для закрепления навыков вековой вражды им необходимо ее подогревать — ношением оружия, самоутверждением в среде более слабых, воспоминаниями о погибших. И легко, в обход взрослой культуры ненависти, начинается хрупкое ребячье общение, чуть было не переросшее в дружбу. Ей не суждено было окрепнуть в силу древнего обычая действовать с оглядкой на старших. Ранее это спасало, когда более зрелое поколение передавало навык выживания. Но теперь оно передает лишь навык смерти. Навык ненависти, разящей бумерангом, а никак не традиций сосуществования, мудрых компромиссов сильных. И дети вынуждены идти по заранее проторенным дорогам. Почти что до конца. Но жизнь все равно берет верх, за секунду до того, как может произойти непоправимое. Фильм смотреть здесь.