Время Бадняка

Сербия живет ожиданием Рождества.

Пришло время бадняка — южнославянского мифологического персонажа, воплощаемого «рождественским поленом», пнём или веткой, сжигаемой в сочельник.  Предприимчивые цыгане уже продают его повсюду вместе с проросшей пшеницей. В некоторых китайских магазинчиках предлагают и пластмассовый вариант дубовых ветвей – до чего дошел прогресс! Но это в городах. А селяне, как и много веков назад, отправятся шестого января («бадни дан») в лес сами.

Обычно для бадняка выбирают дерево в рост человека или несколько выше, чаще всего это дуб, реже — бук или клен.  В некоторых районах срубают несколько бадняков — по числу мужчин в доме, а еще один  добавляют для первого после Рождества посетителя — положайника. Еще известна традиция срубать и жечь два бадняка — «мужской» и «женский», а иногда и «детский». В зависимости от места, за ним отправляются в украшенных повозках или идут пешком. Где-то принято рубить священное дерево тайно, не возбраняется даже украсть его из чужого леса.

Если вы хотите соблюсти основные традиции, то действовать надо так.  Рано утром, облачившись в праздничную одежду, выстрелом из ружья оповещаете соседей, что отправляетесь в лес за бадняком. С собой обязательно берете не только топор, но и небольшой хлебец и наполненную разным зерном и кашей рукавицу. Выбрав дерево, поворачиваетесь лицом к востоку, креститесь три раза, поминая Господа Бога, свою Славу и завтрашний праздник, посыпаете дерево зерном и кашей, преломляете хлебец о ствол и говорите: «Доброе утро, Бадняк, с праздником Рождества!» Половину хлебца съедаете, а другую оставляете на пне. Дерево нужно рубить при полном молчании одним или тремя (но не двумя!) ударами топора, причем так, чтобы оно упало строго на восток. Домой его относите на плече, придерживая рукой в рукавице, чтобы не повредить кору.
До вечера бадняк должен стоять во дворе, прислоненный к стене дома. С наступлением темноты глава семьи вносит его в комнату. Дубовые ветви распределяют перед очагом, а полено кладут в огонь. Пока оно не прогорит спать никто не ложится — домочадцы проводят ночь, сидя на соломе, в бдении, отсюда и название — бадняк, бадне вече. Бадняк устанавливается и в храме, а ровно в полночь торжественно сжигается в церковном дворе.Сейчас бадняк олицетворяет собой то полено, которое пастухи принесли с собой в дар праведнику Иосифу, чтобы тот разжег его в холодных яслях, где родился Спаситель. Бадняк является также символом креста, на котором был распят Христос. Но, как и многие другие христианские обычаи, сжигание бадняка имеет языческие корни. Согласно одной теории, бадняк воплощает собой божество, которое при сжигании обретает новую жизнь. По другой, с его помощью призывают души предков. По третьей, бадняк — это некая защита огня. Во всяком случае, он точно связан с солнечным циклом и является частью солярного культа. Из огня при сжигании дуба — священного дерева — как бы рождается новое солнце.  Известно, что и кельты сжигали дуб в ожидании нового лета, а в Британии этот обычай существовал еще в 17 веке.

Первого гостя, который рано утром в Рождество входит в дом, называют положайником. Он должен обязательно переступить через порог и только правой ногой. Это связано с древним верованием, что под порогом обитают души предков.  В то время как хозяйка посыпает гостя пшеницей, положайник поздравляет домочадцев с праздником и начинает ворошить угли в печи специально оставленными дубовыми ветвями, произнося пожелания всему дому: «Сколько искр – столько благословений Божьих, столько добра и успеха, столько счастья и здоровья». К выбору положайника относятся очень серьезно. Обычно хозяева договариваются с желанным гостем накануне, ведь очень важно, чтобы первым в рождественское утро в дом вошел человек добрый и приятный всем членам семьи — ведь вместе с ним приходит и счастье, и удача.

В Сочельник на стол ставят чернослив, инжир, виноград, яблоки, орехи, конфеты и мед. У каждого из них  своя роль. Орехи и фрукты символизируют достаток, а мед и конфеты  –  сладкую, без горечи, жизнь в наступающем году.

А в Рождество на стол подают чесницу. По народному верованию, этот обрядовый рождественский пирог — подарок Христу. Чесница замешивается из белой пшеничной муки и смальца, без дрожжей. В тесто добавляют различные семена, которые будут сеять в следующем году, а также фасоль (она символизирует овец), базилик (здоровье), кукурузу (свиньей и домашнюю птицу). А еще в чесницу кладут серебряную или золотую монетку. Найти ее в своем куске во время рождественского обеда – значит быть счастливым в течение всего следующего года и иметь особое благословение Божие. Седьмого января чесницу разламывают и в церковном дворе, а счастливчику достается золотой дукат.

Вера Соколова