Время Бадняка
Сербия живет ожиданием Рождества.
Пришло время бадняка — южнославянского мифологического персонажа, воплощаемого «рождественским поленом», пнём или веткой, сжигаемой в сочельник. Предприимчивые цыгане уже продают его повсюду вместе с проросшей пшеницей. В некоторых китайских магазинчиках предлагают и пластмассовый вариант дубовых ветвей – до чего дошел прогресс! Но это в городах. А селяне, как и много веков назад, отправятся шестого января («бадни дан») в лес сами.
Обычно для бадняка выбирают дерево в рост человека или несколько выше, чаще всего это дуб, реже — бук или клен. В некоторых районах срубают несколько бадняков — по числу мужчин в доме, а еще один добавляют для первого после Рождества посетителя — положайника. Еще известна традиция срубать и жечь два бадняка — «мужской» и «женский», а иногда и «детский». В зависимости от места, за ним отправляются в украшенных повозках или идут пешком. Где-то принято рубить священное дерево тайно, не возбраняется даже украсть его из чужого леса.
Первого гостя, который рано утром в Рождество входит в дом, называют положайником. Он должен обязательно переступить через порог и только правой ногой. Это связано с древним верованием, что под порогом обитают души предков. В то время как хозяйка посыпает гостя пшеницей, положайник поздравляет домочадцев с праздником и начинает ворошить угли в печи специально оставленными дубовыми ветвями, произнося пожелания всему дому: «Сколько искр – столько благословений Божьих, столько добра и успеха, столько счастья и здоровья». К выбору положайника относятся очень серьезно. Обычно хозяева договариваются с желанным гостем накануне, ведь очень важно, чтобы первым в рождественское утро в дом вошел человек добрый и приятный всем членам семьи — ведь вместе с ним приходит и счастье, и удача.
В Сочельник на стол ставят чернослив, инжир, виноград, яблоки, орехи, конфеты и мед. У каждого из них своя роль. Орехи и фрукты символизируют достаток, а мед и конфеты – сладкую, без горечи, жизнь в наступающем году.
А в Рождество на стол подают чесницу. По народному верованию, этот обрядовый рождественский пирог — подарок Христу. Чесница замешивается из белой пшеничной муки и смальца, без дрожжей. В тесто добавляют различные семена, которые будут сеять в следующем году, а также фасоль (она символизирует овец), базилик (здоровье), кукурузу (свиньей и домашнюю птицу). А еще в чесницу кладут серебряную или золотую монетку. Найти ее в своем куске во время рождественского обеда – значит быть счастливым в течение всего следующего года и иметь особое благословение Божие. Седьмого января чесницу разламывают и в церковном дворе, а счастливчику достается золотой дукат.
Вера Соколова