Маленький сельский Сочельник

В Сербии сколько сел — столько обычаев. Иногда они очень друг от друга отличаются. Вот и Матеевац под Нишем не стал исключением. Многое из того, что в Обреновце происходит, например, в первый день Рождества, здесь наблюдается уже в Сочельник — то есть на Бадни дан. Но, главное, между праздником и жителями Матеевца не встают всевозможные «посредники». В услугах бойких цыган или китайских лавочках народ не нуждается. Все — сами, по завету пра-пра-пра-пра…дедов…

… Раннее утро 6 января. Сочельник, он же Бадни дан. Половина шестого. В кроватках сладко посапывают только ребятишки. Взрослая часть населения уже на ногах. Время от времени из дворов доносятся хлопки — это хозяева оповещают соседей, что они отправляются за Бадняком. Сейчас из ружей редко кто стреляет — обычно бросают петарду, хотя край охотничий и необходимый «аксессуар» есть в каждом доме.

К рубке бадняка подходят со знанием дела: помолились, поздоровались, поздравили с праздником, посыпали зерном и срубили тремя ударами в полном молчании. Несмотря на ранний час, «в лесу раздавался» не один «топор дровосека». В основном за бадняком пришли молодые и совсем уж юные «лесорубы», это уже привычная ситуация для здешних мест. Деревце рубили исключительно для себя, не на продажу.

Пока мужчины занимаются дубками, на кухне идет другой процесс. Хозяйка печёт «кравайчичи» — постные булочки. Эти маленькие символы плодородия делаются в виде двух фигурок — «мужской» и «женской», и, наряду с орехами, становятся первым блюдом Сочельника. А на плите уже поджидает основательно подмерзших мужчин красненький чайничек с горячей ракией.

Но прежде чем они приступят к раннему завтраку, положайник должен пожелать дому счастья и достатка в наступившем году. Вот она, первая «нестыковочка»: в Обреновце «положайник» приходит ранним утром 7 января, а в Матеевце эта традиция прочно «прописалась» на Бадни дан. После «ворожбы», сопровождаемой смехом и шутками, хозяйка кидает на пол орехи — символ достатка, а мужчины стараются их набрать как можно больше. Вообще-то, положено этим делом заниматься ребятишкам, но они все еще спят — как-никак всего-то семь часов утра.

Весь день проходит в трудах и заботах. Так положено: до 16 часов нужно успеть переделать все домашние дела, включая приготовление праздничного постного ужина и завтрашнего рождественского обеда. У всех в семействе есть своя Большая Задача: кто-то моет полы и наводит последний лоск в комнатах, кто-то кормит домашнюю живность, кто-то «колдует» на кухне. Обедают в этот день только дети. Взрослые же от завтрака до ужина соблюдают строгий пост. Ровно в 16.30 объявляется сбор в гостиной, и все отправляются в церковь. Правда, младшие уже умчались — они поют в детском церковном хоре.

В церковном дворе яблоку негде упасть. Все село собралось на праздничное богослужение и сожжение бадняка. До начала литургии можно поставить свечи за здравие и понаблюдать за жизнью сельского храма. В просторном приделе сегодня установили длинные столы, за которыми сидят прихожане, ожидающие праздничное богослужение. Здесь же, на печках-буржуйках для всех желающих греются все те же чайнички с ракией. В отличие от Обреновца, глинтвейн здесь не варят, зато дети могут попить горячего фруктового чая.

Ровно в 17.00 все выходят во двор. Зажигается огромный костер, священник читает молитвы и поздравляет всех прихожан с наступающим праздником. Его проповедь продолжается не дольше 15 минут, и наполнена она вещами понятными и простыми: жить нужно в мире, любви и согласии, для того и пришел на этот свет Спаситель. Детский хор начинает петь, односельчане поздравляют друг друга и кидаю в костер дубовые ветки: чем больше искр — тем больше счастья будет в наступающем году. Священник приглашает прихожан на полночное богослужение, а до его наступления праздник перемещается в дома, за семейные столы.

Но прежде, чем начнется праздничный ужин, глава семейства вносит в дом бадняк и солому. За татой идут вереницей детишки, изображающие цыплят: пищат от души, а потом собирают с пола орехи. Пусть год будет богатым и все живут в полном здравии и достатке! На столе — только постные блюда. Вареная фасоль, жареная рыба, айвар, пинджур и всяческие разносолы. А начинается все с чесницы.

Хозяин делит праздничный хлеб между домашними, оставляя кусок «для дома», «для скота и птицы», «для нивы». Каждый ищет в своем кусочке денежку — на счастье! Вот и еще одно матеевское отличие: чесница здесь постная, потому что подается на стол в Сочельник. А в Обреновце все наоборот — чесницу пекут уже для рождественского завтрака и выглядит она намного «богаче». В огромной городской чеснице, которую торжественно выносят на площадь утром 7 января обычно запекают несколько золотых дукатов.

Ещё 6 января в Обреновце — время практически повсеместного печения поросят. Буквально в каждом дворе установлены импровизированные вертелы. Аромат жарящегося мяса, приправленный зимней свежестью — это нечто невероятное! Конечно, печене подадут на стол только на следующий день. Но сам процесс, сдобренный визитами соседей друг к другу, шутками-прибаутками и чоканчичем-другим ракии — это просто праздник какой-то!

СЧАСТЛИВОГО ВСЕМ СОЧЕЛЬНИКА!

Вера Соколова