Фото: bfts.ru
В самом начале Первой Мировой войны Сербия обратилась к России за военной помощью. Положение Сербии, не имевшей общих границ со своими союзниками, с самого начала войны с Австро-Венгрией оказалось очень тяжелым. Обстановка требовала послать туда оружие, боеприпасы, военное имущество и продовольствие, без которых Сербия не могла сколько-нибудь продолжительно вести неравную борьбу. После перекрытия Турцией Черноморских проливов провоз оружия из России по морю мог производиться только кружным путем — из Балтийского моря вокруг Европы, но для этого Россия не располагала достаточным коммерческим транспортом. Поэтому для поставки грузов в Сербию, а через нее и в Черногорию оставался этот единственный путь — по реке Дунай. Исходя из этого, задачу можно было решить силами и средствами русского Черноморского флота.
16 августа 1914 г. было принято решение о формировании Экспедици особого назначения (ЭОН) во главе с капитаном 1-го ранга М. М. Веселкиным, которой было придано Русско-Дунайское пароходство. Суда РДП использовались также как санитарные транспорты. Отправка судов ЭОН производилась из порта Рени (Россия) находящегося на правом берегу Дуная до порта Прахово в Сербии. В состав ЭОН входили: отряд заграждений (минный отряд) на Дунае, отряд защиты района Железных Ворот, транспортная флотилия судов и боевых кораблей для охранения перевозок, инженерный отряд морского ведомства, а также различные береговые части. Кроме выполнения возложенных на неё задач, офицеры ЭОН также обучали сербских военнослужащих минным постановкам на Дунае, выполняя при этом роль военных специалистов.
Для защиты ЭОН от австро-венгерских мониторов и самолётов в Сербию прибыло 11 русских морских батарей, которые вошли в состав правого фланга сербской армии под командованием командира Краинского отряда полковника Драгутина Димитриевича. Эти батареи были рассредоточены по всему течению Дуная от Шабаца до Кладова. Наиболее выделялись 10-я и 11-я батареи, размещённые в центральной крепости Белграда Калемегдане — в районе церкви Ружица и на Малом Калемегдане. Они заблокировали устье Дуная и Савы. В Белграде находился русский минный отряд в количестве 44 человек. Он оказала в существенную помощь сербским вооруженным силам в борьбе с противником в бассейне Дуная. Минные, сетевые и другие заграждения, береговые установки и артиллерийские батареи в значительной степени ограничили действия австро-венгерской речной флотилии. Минные заграждения затрудняли действия австрийцев на прифронтовых реках, тем более что плавание по ним днем было опасным в связи с наличием береговых батарей и торпедных аппаратов. После начала боевых действий в июле 1914 г. Морским Министерством было принято перевести на Дунай на постоянной основе небольшое соединение кораблей в составе двух бронированных катеров «Кинжал» и «Сабля» и вооружённого парохода «Тирасполь». Эти суда были приспособлены к несению патрульной службы на реке для защиты исключительно важного для России сербского порта Прахово. Это соединение было размещено в порту Кладово , недалеко от Железных Ворот. Инженерный отряд занимался строительством мостовых переправ для сербских войск.
Сербии и её союзникам (российская, английская и французская военные миссии) удалось полностью прервать сообщение Центральных Держав с Турцией и Болгарией по Дунаю. Вплоть до осени 1915 года это имело крупное стратегическое значение для развития военно-политической обстановки на Балканском полуострове. Удалось практически полностью блокировать побережье Дуная от вооруженных действий австрийских мониторов против транспортов Экспедиции. Позднее австрийская агентурная разведка установила, что русские морские отряды контролировали все сербское побережье. Кроме того, фарватер прикрывали минные поля и торпедные батареи. Проход 330-километрового участка между Белградом и болгарской границей, на который в мирное время потребовалось бы около 13,5 часов, стал совершенно невозможен из-за сосредоточенного артиллерийского огня и поставленных мин. Какого-либо серьезного урона мониторы не нанесли. С 1 октября 1914 года до начала общего наступления австро-венгерских, германских и болгарских вооружённых сил в середине октября 1915 года ЭОН выполнила 45 рейсов в Сербию. Первый рейс ЭОН из Рени был 1 октября 1914года. Последний рейс ( 45-й ) был 18 сентября из Прахово. 46 рейс был нагружен , но в связи с прекращением сообщения с Сербией остался не отправленным. Всего было отправлено грузов в Сербию 5.273.792 пудов военно-технических грузов, боеприпасов, стрелкового вооружения, лекарств, перевязочных материалов и продовольствия.
Тюриков С.В. «Экспедиция Особого назначения на Дунае по оказанию помощи Сербии в августе 1914-октябре 1915 года. Хроники русских Морских отрядов в Сербии и на Дунае». Издательство «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2015г. http://galeya-print.ru/