Железнодорожная линия Белград — Бар

12
Трансбалканская железная дорога, протяжённостью 476 км, связывающая столицу Сербии и морской порт Бар, строилась с 1951 по 1976 год. Из-за большой протяжённости тоннелей на черногорском участке она получила название «Черногорское метро». Один из самых живописных и невероятных железнодорожных маршрутов на Балканском полуострове. Идея соединения Сербии с побережьем Адриатического моря появилась ещё во второй половине XIX века, после признания независимости Сербии в 1878 г. В начале XX века в строительстве такой дороги были заинтересованы Франция, Италия и Россия. После Второй мировой войны ряд югославских учёных выступал против строительства дороги на черногорский Бар. Даже в 1965 году предлагалось отказаться от дальнейшего строительства и вести дорогу через Сараево на хорватский Сплит. 29 мая 1976 года Тито лично принял новый путь: «Голубой поезд» с президентом Югославии и его женой Йованкой после отправления из Белграда торжественно прибыл в Бар.
Наибольшей высоты дорога достигает в районе Колашина (1032 метра), наименьшей — в районе Бара (3 метра). Было построено 254 тоннеля общей длиной 114 км, что составило почти ¼ протяжённости всей дороги. Самый длинный тоннель — «Созина» имеет длину 6170 м. (самый сложный объект, строившийся с 1953 по 1958 год). На черногорском участке, который называют «Черногорское метро», насчитывается 102 тоннеля общей длиной 44 км. Возведено 234 железобетонных моста общей длиной 14 593 м. Самым известным и длинным из них является Mala Rijeka Viaduct ( длина 498 м. и высота 202 м.) На момент сооружения это был самый высокий железнодорожный мост в мире. Пальму первенства он удерживал вплоть до 2001 года. На дороге расположено 54 железнодорожные станции. Дорога на своём южном участке проходит по живописной местности. В 1977 году весь путь был электрифицирован. Максимально допустимая скорость движения поездов составляет 75—120 км/ч (63 км/ч для экспрессов, 40 км/ч для пассажирских и 27 км/ч для грузовых поездов).
На сегодняшний день между Белградом и Баром курсируют два поезда.
—Утренний поезд. Отправление из Белграда в 9.10.Прибытие в Бар в 20.26.
—Вечерний поезд. Отправление из Белграда в 20.10.Прибытие в Бар в 7.28.
Поезд едет долго и регулярно опаздывает. Это связано с неудовлетворительным состоянием полотна, тоннелей и мостов.Но захватывающие пейзажи за окном однозначно перевешивают чашу весов в пользу железной дороги.По мнению многих пассажиров, железнодорожный маршрут Белград — Подгорица — Бар является одним из самых живописных в мире , и при возможности прокатиться на нем нужно обязательно.
Примечание. Большая часть пути пролегает по территории Сербии (292 километра), еще 175 — через Черногорию. Цифра немного отличается от той, что пишут в Википедии и на многих сайтах, но есть один нюанс. Этот нюанс заметили те, кто быстро считает в уме. Пропал маленький участок в 9 километров. Фактически, этот отрезок дороги проходит по территории Боснии и Герцеговины, через станции Штрипци и Яблоница. Однако поезд не делает там остановок, и пограничный контроль боснийцев отсутствует.