Чарльстон для Огненки / Слёзы на продажу

«Чарльстон для Огненки» (Čarston za Ognjenku), в российском прокате «Слёзы на продажу» — картина сербского режиссёра Уроша Стояновича, снятая в 2008 году. Продюсером выступил сам Люк Бессон.

«Чарльстон» — не обычный для Сербии малобюджетный фильм, а добротно сделанная картина с бюджетом 4 млн €. Достаточно сказать, что съёмки проходили в Сербии, Франции и на Гибралтаре, а больше половины экранного времени отдано спецэффектам. Конечно, в последние годы частенько бывает так, что за яркой картинкой теряется смысл повествования. Зрелище для глаз присутствует, но без пищи для головы и, тем более, сердца. К счастью, это не касается работы Стояновича.

Тем печальнее сознавать, что талантливого режиссёра уже нет.  Двадцать третьего сентября 2017 года он неожиданно скончался от сердечного приступа в Лос-Анджелесе, где жил и работал почти десять лет. Ему было всего сорок четыре.

…Сербия начала XX века. В многочисленных войнах погибает треть мужского населения. Доходит до того, что мальчик отправляется в очередную мясорубку, как только сравняется ростом с ружьём. А ружья-то становятся всё короче! Вот и выходит, что в сёлах остаются только женщины, а мужчин – единицы, и каждый на вес золота.

В селе Покрп, где живут сёстры Огненка (Соня Колачарич) и Мала Богиня (Катарина Радивоевич), из представителей сильного пола — один дед Биса, да и тот на ладан дышит. Существует Покрп за счёт виноградника, но он был заминирован вернувшимся с фронта односельчанином. Тот искренне желал защитить село от врагов, но только карты минного поля оставить не успел – умер. Вот и приходится отправляться женщинам на сбор винограда, как на верную смерть. А забываются они только в местной кафане, где пьют ракию-пауковачу, благодаря которой приходят к ним с того света призраки их погибших на разных войнах мужей и убитых детей.

Мала Богиня и Огненка занимаются доходным бизнесом – они плакальщицы. Ещё их прабабка Велика Богиня наплакала целое озеро, потеряв на войне мужа, так что обе девушки толк в рыданиях понимают. Одно их гнетёт – несмотря на всю молодость и красоту грозит им судьба бабы-девойки, мужской любви не испытавшей. Девушки, следуя примеру других односельчанок, отправляются за ней к деду Бисе, но в самый решающий момент Огненка так вопит от страха, что старик умирает.

Разгневанные селянки решают сжечь «преступниц» на костре, но те обещают через три дня привести в Покрп даже не одного, а двух новых мужчин. Своё обещание Мала Богиня и Огненка выполняют. Но смогут ли он делить своих возлюбленных  Арсение (Стефан Капичич) и Драголюба (Ненад Ездич) со всем женским селом?..

«Чарльстон для Огненки» — чисто балканский фильм. Здесь смех и слёзы переплелись точно так же, как и в самой истории этого неспокойного полуострова. Казалось бы,  вот только что ты плакал, наблюдая, как одна из селянок, выпив пауковачи, принимает из рук мёртвого мужа призрак своего двухлетнего малыша. А через пару минут смеёшься до колик над фразой: «Вот так всю жизнь ждёшь делию (принца, а в современной Сербии ещё и болельщика «Црвеной Звезды»), пока не дождёшься гробаря (могильщика или фаната «Партизана»)!»

Некоторые сцены сняты так красочно и сильно, что просто дух захватывает. Отчаянный танец любви на заминированном винограднике и безумный поединок двух селянок, давящих босыми ногами бокалы на столе, надолго остаются в памяти.

Так что «Чарльстон для Огненки» — отнюдь не кинопустячок. Это полный трагизма рассказ о войне и одиночестве, силе любви и ненависти, верности и предательстве. И пусть вас не вводит в заблуждение его балканский колорит – это совсем не лёгкая картина. Но она стоит девяноста минут вашей жизни! Посмотреть фильм можно здесь.

Вера Соколова

Чарльстон для Огненки / Слёзы на продажу: 1 комментарий

  • 12 августа, 2021 в 12:24 дп
    Permalink

    Для меня лучшим фильмом Эмира Кустурицы является Завет . Какой-то он по-настоящему душевный, добрый, комичный, ламповый что ли. История о подростке, живущем в глухой деревне с дедом, где кроме них есть лишь корова и учительница. Дед, чувствуя скорую кончину, просит выполнить внука завет, для чего он уезжает в город, и тут его ждут приключения и даже любовь! По стопкадру видно, что без свадьбы снова не обошлось у Эмира )))) Второе название фильма Чарльстон за Огненку , режиссер Урош Стоянович. Картина о трагической судьбе сербских женщин, оставшихся вдовами после Первой Мировой войны. Достаточно комично показана ситуация, что случается с бабами, когда село осталось без мужчин Они по жребию собирают виноград на заминированном поле, пьют с горя в кабаке, оплачивают плакальщиц себе на могилу, страдают от отсутствия мужской ласки и, конечно, соперничают друг с другом. В фильме показана невероятная операторская работа, отличные костюмы, космические виды и черный юмор, что совсем не ожидаешь от балканских киношников!

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *