Белградские рынки
Момо Капор. «Магия Белграда».
«Тот, кто не ходит на рынок, никогда не узнает сербский народ. Правда, что этот народ любит обвешивать, правда, что любит украсть, правда, что любит торговаться, но когда покончит с этим и когда преуспеет в этой своей маленькой игре, когда покупатель раскроет, наконец, свою сумку, чтобы в нее положили лук и картошку, именно тогда, когда обман уже совершен, а с хитростью и коварством покончено, крестьянин на вас посмотрит так искоса, немного исподлобья, вспомнит на минутку Бога и одним широким жестом, как благодетель, подкинет одну картофелину и одну головку лука, чтобы оправдаться перед людьми и небом! «Ладно, – скажет он, – не обеднеем от этого ни ты, ни я!» На западе вас никто не обвесит ни на грамм (там и души, и весы электронные), но никто и не добавит ни зернышка чечевицы к тому, за что заплачено. Пусть меня обвесят и на полкило, но эта единственная картофелина будет для меня дороже целого урожая картофеля в Айдахо! (Айдахо – штат в США – оттуда пришла к нам картошка). И еще кое-что. Наш народ обладает врожденной мегаманией. Никогда вам не положат на весы столько, сколько вы просите, всегда больше. Если хотите килограмм яблок, на весах всегда каким-то образом оказывается полтора, и всегда вас крестьянка при этом спрашивает: а можно ли два кило? Вы говорите, что надо один килограмм, но она уже положила два и при этом советует вам: «Возьми, парень, два, лучше пусть будет лишнее, чем не хватит»».
Сербские рынки сохраняют аутентичность и колорит и пользуются народной любовью. Это действительно рынки, где торгуют производители того, что продают, нет перекупщиков, исключительно приветливые лица, с удовольствием дают всё пробовать. На продуктовых развалах продаются по-настоящему свежие сезонные овощи и фрукты, орехи, цветы и всевозможные домашние заготовки. Самая правильная и недорогая ракия продаётся в Сербии на рынках, без всяких акцизов и никого не отравили, наоборот, высоко блюдут честь частного производителя. Продовольственные рынки в Сербии часто соседствуют с вещевыми. В каждом районе города их несколько. Определить происхождение продуктов, наверное, могут только местные аборигены и знатоки. Есть, правда, постоянные фермерские хозяйства с домашней мясной, молочной и овощной продукцией, которые всегда имеют своего покупателя. В сезон, овощи и фрукты можно купить оптом с машин возле рынков и на обочинах трасс, на окраинах.
Самым дешевым и качественным считается рынок «Зелени Венац» в центре Белграда. . Рынок «Зелени Венац» — один из самых современных овощных рынков на Балканах. При этом работает с 1918 года! Цены там действительно существенно ниже таковых в супермаркетах, особенно вечером, перед закрытием. Каждый покупатель рынка имеет «свою сеть поставщиков» и очень редко ее меняет.
«Каленич» – самый крупный и известный рынок Белграда. Каленич расположен на одноименной площади. Большинство киосков арендуют непосредственно фермеры, а место на рынке передается из поколения в поколение, так что здесь можно купить свежайшие овощи «прямо с грядки». Там же можно купить мясо, рыбу, домашний сыр и масло, варенье, а также фермерских гусей, уток и индюшек.
Рынок «Земун» — записи об этом рынке история хранит с 17 века. Помимо овощей, всевозможных копченостей и специй именно здесь рекомендуем покупать рыбу. Рынок Stari Merсator в новой части города славится свежей зеленью
Адреса основных рынков Белграда:
Рынок органических продуктов. Адрес: Jurija Gagarina bb, Blok 44. Работает: по выходным 7: 00 – 14: 00.
Рынок Каленич. Адрес: Maksima Gorkog bb. Работает: 6: 00 – 19: 00.
Зелени Венац. Адрес: Jug Bogdanova bb. Работает: 6: 00 – 19: 00
Палилула. Адрес: Ilije Garašanina bb. Работает: 6: 00 – 19: 00
Байлони. Адрес: Džordža Vašingtona bb. Работает: 6: 00 – 19: 00
Блошиный рынок в Новом Белграде. Адрес: Jurija Gagarina bb.
Работает: кроме понедельника 7: 00 – 20: 00 (летом), 8: 00 – 16: 00 (зимой).
Блошиный рынок в Панчево. Можно добраться на беовозе (белградская электричка) до станции Pančevački most.
Полный список рынков Белграда с адресами и временем работы можно найти на сайте http://www.bgpijace.rs. Полезная опция: на этом же сайте вы можете сравнить цены на основные продукты на разных рынках . Сербские рынки обычно закрываются довольно рано – около 15 часов дня, а приходить на них лучше к открытию – в 6-7 утра. В дни больших государственных и православных праздников почти все магазины и рынки (как и другие учреждения) закрыты. Это касается Рождества и Нового года, Сретенья (15 февраля), Первомая и Пасхи. Для белградцев, особенно старых белградцев, рынок — это основное место закупки продуктов. Помимо того, что на рынке можно купить все необходимое, можно еще и перекинуться парой словечек с продавцом. Каждый покупатель рынка имеет «свою сеть поставщиков» и очень редко ее меняет.
Заканчиваем тему о рынках рассказом Момо Капора. Никто так в Сербии не писал о простом народе как он. (Мнение редактора , сугубо личное).
«Пища для тела и души». Из книги «Путешествие по сербскому менталитету».
«Биографии всех известных журналистов включают тот факт, что все они начинают свою карьеру с освещения событий на рынках. Я никогда не мог до конца понять, как от молодого репортера, новичка, можно ожидать, что он поймает всю красоту и волнение открытого рынка, такого, как, например, Каленич в Белграде. На мой взгляд, это вызов для писателей такой величины, как Милован Глишич или Бора Станкович, не говоря уже о Душко Радовиче.
Несмотря на то, что, к счастью, я нахожусь не в самом начале моей журналистской карьеры, а, скорее, ближе к ее концу, я иду и разглядываю прилавки зеленого рынка, пробую клубнику-другую (немытую, конечно!), поглаживаю кочан капусты, здесь пробую каймак, а там – немного белого сыра и стараюсь не задерживаться, чтобы не быть захваченным всей этой красотой – изобилием ароматов, вкусов, цветов и образов, которые их сопровождают.
И вот, запах от коптилен и конюшен Златибора¹ внезапно донесся до моих ноздрей. Следуя за этим несравненным ароматом, я случайно наткнулся на большого мужчину с шайкачкой² на голове и по-щегольски закрученными усами, который большим ножом работал с копченой говядиной и концом лезвия отрезал кусочки на пробу для потенциальных клиентов. Вяленый пршут, а также большой выбор колбас выложен перед ним, рубашка расстегнута и обнажает его загоревшую и волосатую грудь.
Круглолицая русинка-крестьянка – настоящая румяная пышка, белолицая по типажу и голубоглазая, с пальцами, напоминающими маленькие пухлые клёцки, – продавала разные виды теста и лапши по соседству с ним. Притом, что как-то у нее было всего два типа лапши на продажу – та, что потоньше, и та, что потолще, – она расширила ассортимент и включила в него зеленые итальянские тальятелле и тортеллини, фаршированные шпинатом, ветчиной или сыром. Просто невероятно! Из-за ностальгии или же потому, что товарищ Тито любил этот вид мучных изделий (которыми сербы, к слову, никогда не интересовались), появились на рыночных прилавках Белграда млинцы. Я вижу, что загорский штрудель уже в продаже, вижу также македонский нут, первые сезонные помидоры и перец, сыр качкаваль и хрустящие хлебцы. Румыны, везущие грецкие орехи на продажу, были сигналом для того мужчины из Златибора (который становился навеселе примерно в два по полудню) начинать петь застольные песни, добавляя в них фразу «грецкие орехи» и непристойные предложения, одновременно с этим вожделенно поглядывая на женщину-русинку, стоящую по соседству.
В то время, как продолжается это небольшое вавилонское столпотворение, стройная молодая брюнетка пробирается сквозь толпу. Любой мужчина мог бы непременно влюбиться в нее. Она только что закончила медицинское обучение, не может получить работу и носит с собой прибор для измерения кровяного давления, громко выкрикивая своим мелодичным белградским голосом: «Замеряем давление, замеряем давление!»
Она идет в очень узких джинсах по направлению к мужчине из Златибора. Его давление настолько высокое, что и мужчина, и тонометр вот-вот взорвутся. Тонометр показывает 220 на 140 и пульс за 130. У женщины-русинки низкое давление: 100 на 60 – она будет жить, по меньшей мере, до ста лет. Я также дал замерить свое давление, чтобы помочь молодому доктору, но как только она дотрагивается до меня своими нежными пальцами, похожими на пальцы пианиста, и смотрит небесно-голубыми глазами, мое давление подпрыгивает так, что еще немного и я потеряю сознание.
На другом конце зеленого рынка, где цветы уже проданы и совсем рядом с автостоянкой, где местные выпивохи потягивают виньяк4 из небольших бутылок, прозванных унуче (что означает «внук»), за пустым прилавком сидит мужчина средних лет в похожей на сомбреро соломенной шляпе. Он окружен домохозяйками, несущими сумки с покупками.
— Что он продает?
— Ничего.
Он пересказывает вчерашние серии латиноамериканских мыльных опер, которые домохозяйки пропустили из-за большой загруженности на работе и без которых им будет сложно смотреть следующие. Его предложение более чем убедительно: «Любовь – азартная игра», «Руби», «Сердце в пламени», «Дурачок», «Романтичное наваждение».
«И затем, Эсмеральда соблазнила Рикардо, когда появилась перед ним в нижнем белье, – рассказчик подробно излагает это дамам, обступающим его, – и пока все верили, что убийца Алонсо, на самом деле это был его брат-близнец Альваро, которого разделили со своим братом, когда им было всего год, потому что вся интрига была придумана не Консуэллой, как все думают, а ее свекровью Долорес…»
Женщины слушают его внимательно, их глаза и рты открыты и они благодарят его небольшой сдачей, которая осталась после покупки овощей, фруктов и мяса.
Таким образом, не только пища для тела, но также для души продается на открытом рынке Каленич».
Примечание:
¹Златибор – горная область на юго-западе Сербии.
² Шайкачка (серб. šajkača) – сербский национальный головной убор, сделанный из валяной шерсти.
³Млинцы – испечённые в духовке кусочки тонкого теста.
4 Виньяк – спиртной напиток на основе винограда.